СИБАГАТОВА ГУЛЬНАРА
Детско-родительский проект «Книжка-малышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.
В. А. Сухомлинский
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Наибольшую часть своего свободного времени дети, и их родители любят проводить у телевизора или компьютера, в связи с этим, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Публикация «Детско-родительский проект „Книжка-малышка“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Книги, чтение. Проекты
- Книжки - малышки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Книжка – малышка, сделанная родителями вместе с детьми, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь.
Актуальность:
Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом
процессе, прежде всего, родителей.
По мнению специалистов, деятельность, общение воспитателей и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия воспитателей должны основываться на интересах и запросах семьи.
Именно по этой причине мы ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность.
Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско- родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости инновационной, целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема: если в ДОУ будут внедряться перспективные
технологии взаимодействия с семьей, то:
• будут созданы условия для гармонизации детско-родительских отношений и развития познавательного интереса детей;
• родители повысят уровень педагогических знаний в области воспитания детей, а так же будут активными, заинтересованными.
Проект : групповой, творческий, литературный, прикладной, социальный.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Цель: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, дающей новое качество образования, переход на личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
Задачи:
• Способствовать активизации творческой инициативы родителей и детей; укрепление детско-родительских отношений в процессе творческой деятельности;
• Совершенствовать уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность
• Воспитывать бережное отношение к книге и любовь к чтению участниками воспитательно – образовательного процесса.
Методы и средства реализации проекта :
Содержание данного проекта позволяет реализовать
принцип оптимального соотношения между процессами
развития, детерминированные действиями взрослого и процессами
саморазвития, обусловленными собственной активностью детей, которые строятся
на помощи, взаимном сотрудничестве.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Поскольку деятельность в рамках предлагаемого нами проекта рассчитана на непосредственное участие в ней родителей, нам очень важно знать, что хотят видеть, делать сами родители, к чему у них есть интерес и стремление. Для этого мы организовали беседы с родителями и определили тему для дальнейшей разработки, результаты которой и легли в основу нашей дальнейшей совместной деятельности. В основу работы с детьми был заложен принцип «погружения в тему», проблему. Используя проблемные задания познавательно-исследовательской направленности, педагоги при активном участии родителей предоставляли детям возможность получать новые знания об окружающей действительности, побуждали и развивали интерес к разным видам детской деятельности, формировали нравственные чувства.
Для закрепления положительных результатов, организовали презентацию (выставка) продукта совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
• повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым;
• обобщение и распространение опыта совместного детско-родительского творчества в виде «Книжек-малышек» придуманных воспитанниками и родителями.
Принципы:
• добровольность;
• учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
• системность.
Сроки реализации проекта :
Проект краткосрочный – на 1 неделю.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
- Беседа с родителями: «Как вы проводите свободное время с детьми?»
(выяснение затруднений в вопросах воспитания детей);
- Домашнее задание «Сказки на ночь»;
- Чтение и анализ сказок о доброте, добрых делах и поступках
(формировать умение слушать прозу и поэзию, понимать содержание
текстов и выражать к ним свое отношение, формировать дружелюбие, толерантность);
- Беседа «Обычные и необычные книги».
Основной этап:
- дети вместе с родителями посетили библиотеку;
- на НОД и образовательной деятельности в режимных моментах познакомились со
строением книги: обложка, титульный лист, иллюстрации, страницы; рассмотрели, что
такое книжка – малышка, какие бывают (внешний вид, тематика, возрастные
особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена);
- определили отличие книжки – малышки от других книжек (художественной,
литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы);
- дети с родителями приступили к изготовлению книжек.
Заключительный этап:
- Презентация продукта совместного творчества «Книжки-малышки»
(поддерживать творческую активность и сплоченность педагогов, родителей,
детей, развивать творческую инициативу, укреплять семейные традиции);
- Беседа и изобразительная деятельность «Мои впечатления от участия в проекте» (предоставить детям и родителям возможность рассказать о своих впечатлениях, полученных в ходе проекта, выразить свои мысли в рисунке);
-Оформление и редактирование «Книжка - малышка» (обобщение и распространение результатов совместного творчества детей и взрослых).
Результат:
• Повысился интерес к чтению;
• Активизировалась творческая инициатива родителей и детей;
• Укрепились детско-родительских отношения в процессе творческой деятельности;
• Совершенствовался уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность;
• Развился познавательный интерес к чтению;
• Создали книжки-малышки;
• Обобщился и распространился опыт совместного детско-родительского творчества в виде «Книжек-малышек», придуманных детьми и родителями.
Литература.
1. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - №4;
2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания, Москва, “Вако”, 2006 год;
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;
4. Жигалова И. С. “Сделаем книжку своими руками”;
5. Кизил М. Семейные проекты // Обруч. – 2004. №2;
6. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006;
7. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;
8. Кларина Л. М. Проектный подход к образовательной деятельности в детском саду // Детский сад. Управление. – 2003. - №2;
9. Майер, А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3.