Галина Пантюхова
Детско-родительский проект «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект «Умные пальчики»
Над проектом работали:
Логинова Т. В. – учитель – логопед
Булкина О. В. - воспитатель высшей квалификационной категории
Пантюхова Г. Н. - воспитатель высшей квалификационной категории
Тип проекта: коррекционно-развивающий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Публикация «Детско-родительский проект „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Интеграция образовательных областей: ознакомление с окружающим, исследовательская деятельность, развитие речи, коммуникация, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность проекта.
В последнее время всё больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребёнка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи и на их интеллектуальном развитии.
Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Цель: создание условий для речевого развития детей через сенсорно-игровое действие.
Задачи:
развитие мелкой и крупной моторики как средства речевого развития детей, самомассаж рук;
накопление сенсорного опыта ребенка, развитие тактильно – кинестетической чувствительности;
развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления);
снижение психофизического напряжения, развитие процессов саморегуляции.
Ожидаемые результаты:
развитие мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма);
развитие тактильной чувствительности;
развитие воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью фасоли, разнообразные игровые замыслы);
развитие речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
проигрывание проблемных для ребёнка (скрытых от взрослого) ситуаций;
развитие логического мышления, восприятия, памяти.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности: выращивание фасоли, что можно приготовить, где растет, почему так называется и т д.
План реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
1. Определение темы исследования.
2. Составление плана работы.
3. Подбор необходимого материала для разработки проекта:
фасоль разного цвета и размера, емкости разного размера,
изготовление карточек – схем.
4. Подбор дидактических игр и упражнений, стихотворных текстов.
5. Подбор методической и познавательной литературы.
6. Работа с родителями: донести до сведения родителей важность данной проблемы.
2 этап. Реализация проекта.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» с фасолью.
Использование стихотворных текстов и музыкального сопровождения.
Использование дополнительно различного материала для речевого развития, развития познавательно – исследовательской деятельности.
Выращивание рассады фасоли на окне с последующим высаживанием в огороде.
Поиск информации: где растет фасоль, почему так называется и т. д.
Работа с родителями.
Домашнее задание: что можно приготовить из фасоли?
Консультации «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»,
«Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребенка».
3 этап. Заключительный.
Изготовление пособия «Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук дошкольников».
Выращивание рассады фасоли в огороде.
Анализ работы над проектом «Умные пальчики»
В ходе реализации проекта дети узнали, где растет фасоль, что из нее можно приготовить, укрепились детско – родительские отношения. Они с большим удовольствием ухаживали за семенами фасоли, радовались первым листочкам, переживали, как чувствует себя фасоль в огороде.
Детям очень нравится играть с фасолью: находить в ней разные предметы и выполнять специальные задания, составлять из семян силуэты предметов, небольшие картины. Дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом.
Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, связной речи, коммуникативных отношений.