Татьяна Ефремова
«Мир животных и птиц». Детско-родительский проект «Зверьё моё»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско - родительский проект
«Зверьё моё» /Мир животных и птиц/
1. ПАСПОРТ
ТИП ПРОЕКТА : педагогический, творческий, краткосрочный, практико-ориентированный.
ПРОБЛЕМА:
Современный ребё нок к 5-6 годам должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые предложения, без труда пересказывать небольшие рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, речь его грамматически оформлена, словарный запас от 4 до 5 тысяч слов.
Публикация «„Мир животных и птиц“, Детско-родительский проект „Зверьё моё“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Нарушение касается всех компонентов языковой системы, в том числе и грамматики.
АКУТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время много детей с проблемами в развитии, в том числе в развитии речи. Так, у 65% детей 5-6 летнего возраста уровень речевого развития отличается следующими особенностями:
1. Нарушением звукопроизношения;
2. Фонематическое восприятие не сформировано;
3. Слоговая структура слова нарушена;
4. Нарушена лексика.
5. Нарушен грамматический строй речи:
- употребление предлогов В, К, С (СО, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу полке» и др.);
- согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика» и т. д.);
- построение предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся»).
Среди этих проблем речевого развития проблема формирования грамматических категорий выделяется особенно, т. к. даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения, навыки, усваивать школьную программу.
Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР, в проекте используется новый подход сочетания игр, направленных на развитие у детей высших психических функций (восприятие, внимание, память, а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию грамматических категорий.
Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследую я, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.
ЦЕЛЬ: Повышение эффективности полноценного формирования грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры.
ЗАДАЧИ:
• развитие понимания устной речи;
• практическое усвоение способов словообразования;
• усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
• образование относительных прилагательных;
• образование простейших синонимов и антонимов;
• употребление в речи предлогов.
ПРЕДПАЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по всем направлениям грамматического строя речи: дети на практике усвоят способы словообразования; будут подбирать антонимы и синонимы к более широкому кругу слов; смогут самостоятельно образовывать относительные и притяжательные прилагательные; улучшатся показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе; дети без затруднений будут употреблять в речи предлоги; расширится активный словарь по лексическим темам.
Таким образом, можно будет судить об эффективности спланированной и проведенной работы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР, достигших 5-летнего возраста.
Среди детей старшей логопедической группы дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на два-три года.
Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей разный: есть дети с тяжелыми речевыми расстройствами, имеющие диагноз – ОНР I уровня (1 человек) – (6%, ОНР II уровня (5 детей) – (22%, а также дети с менее выраженными речевыми расстройствами – ОНР III уровня - 13 детей (72%)
Родители, учитель-логопед, воспитатели.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.
декабрь-март.
Проектное задание : разработка системы развивающих игр направленных на формирование грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи.
2. Теоретическое обоснование проекта.
1) Основные направления реализации проекта :
Проект разработан с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Часть 1. Первый год обучения (старшая группа).
Все речевые игры я разбила на 2 блока:
1. По принципу принадлежности лексических тем к флоре, фауне или к миру человека;
2. По принципу принадлежности грамматических тем к формированию того или иного аспекта словообразования и словоизменения, т. к. считаю, что только на основе системной работы ребенок может наиболее качественно получить и закрепить полученные знания и применить их с наибольшей эффективностью.
2) План мероприятий в рамках проекта.
• Круглый стол «Учите детей играя».
• Творческая гостиная «Ведь в деле воспитания ребёнка звучат в едином тембре наши голоса» (Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий, игр по теме данного проекта).
• Открытый показ для родителей «Домашние животные и их детёныши» (Как детёныши ходили в детский сад).
• «Игротека» - игры и упражнения на формирование грамматического строя речи.
• Оформление стенгазеты с родителями «Изучаем птиц и животных» с использованием фотографий домашних питомцев.
• Акция «Покормите птиц зимой».
• Встреча в музыкальной гостиной «Братья наши меньшие».
• Семинар-практикум «Использование игр по развитию грамматического строя речи на различных занятиях»
• Оформить выставку подобранных и сделанных дидактических игр по теме.
3) Распределение деятельности по этапам проекта
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (декабрь)
• Изучение:
-научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
• Подбор диагностического материала;
• Разработка игровых комплексов по развитию грамматического строя речи;
• Создание предметно-развивающей среды;
• Диагностическое обследование уровня сформированности грамматических категорий;
Изучение полученных результатов, выводы.
1. Анкетирование родителей. Цель - выявить уровень знаний родителей о грамматическом строе речи. Ответственные - учитель-логопед, родители. Сроки проведения – декабрь.
2. Круглый стол «Учите играя». Цель - 0бсудить результаты анкетирования, цели и задачи проекта. Сформировать интерес у педагогов и родителей по созданию условий для реализации проекта. Ответственные - учитель-логопед, родители, воспитатели. Сроки проведения – декабрь.
II этап – основной (январь-март)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
• с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
• с родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
1. Акция «Покормите птиц зимой». Цель - совместное изготовление детьми и родителями кормушек для птиц. Ответственные – родители, дети. Сроки – декабрь.
2. Творческая гостиная «Ведь в деле воспитания ребёнка звучат в едином тембре наши голоса» (Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий, игр). Цель - знакомство родителей с видами игр по формированию грамматических категорий. Развитие творчества, фантазии, навыков совместного сотрудничества. Ответственные – учитель-логопед, воспитатели, родители, дети. Сроки – январь.
3. Открытый показ для родителей «Домашние животные и их детёныши». Цель - знакомство родителей с использованием игр при формировании грамматического строя речи; - воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Ответственные – учитель-логопед. Сроки – январь.
4. «Игротека» - игры и упражнения на формирование грамматического строя речи. Цель - создание картотеки развивающих игр по теме проекта. Ответственные – учитель-логопед. Сроки – февраль.
5. Оформление стенгазеты с родителями «Изучаем птиц и животных» с использованием фотографий домашних питомцев. Ответственные – учитель-логопед, воспитатели, родители, дети. Сроки – февраль.
6. Семинар-практикум «Использование игр по развитию грамматического строя речи на различных занятиях». Цель - Показать возможности игры при формировании грамматического строя речи. Ответственные – учитель-логопед, воспитатели. Сроки – март.
7. Встреча в музыкальной гостиной «Братья наши меньшие». Ответственные –учитель-логопед, воспитатели, дети, музыкальный руководитель. Сроки – март.
III этап – заключительный (март)
• Диагностическое обследование уровня сформированности грамматического строя речи;
• Разработка рекомендаций по развитию грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи;
• Презентация проекта на итоговом педагогическом совете.
1. Обработка и оформление документации и материалов проекта. Цель – систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта. Ответственные – учитель-логопед. Сроки – март.
4). Распространение результатов проекта нам представляется возможным:
1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
2. Выступления на ГМО учителей-логопедов.
3. Публикации в печати.
5). Результативность
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. В результате проведенной работы улучшались показатели по всем направлениям грамматического строя речи. Дети на практике усвоили способы словообразования. Подбирают антонимы и синонимы к более широкому кругу слов, самостоятельно образовывают относительные и притяжательные прилагательные. Улучшались показатели в подборе определений к существительным; согласовании их в роде, числе. Дети без затруднений употребляют в речи предлоги,
Стоит отметить, что у всех воспитанники группы значительно расширился активный словарь по лексическим темам.
Таким образом, система работы по формированию грамматического строя речи с использованием разнообразных игр, методов и приемов, системы планирования, контакту с педагогами и родителями способствовала тому, что наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.