Шайбель Надежда Сергеевна
Детско-родительский социально-исследовательский проект «Такие разные, по-своему прекрасные, наши имена»
Детско-родительский
социально-исследовательский проект
«Такие разные, по - своему прекрасные, наши имена»
Разработала и реализовала в работе воспитатель: МБДОУ д/с «Сказка" Шайбель г. Цимлянск 2019г.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Социально-исследовательский проект
Публикация «Детско-родительский социально-исследовательский проект „Такие разные, по-своему прекрасные, наши имена“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
«Такие разные, по - своему прекрасные, наши имена»
1. Актуальность проекта :
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван».
Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.
2. Паспорт проекта :
Вид проекта : краткосрочный с 26. 11. 2018 г. по 07. 12. 2018 г. (две недели).
Участники проекта : дети средней группы «Непоседы», воспитатели, педагог - психолог, родители.
Цель проекта :
Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления имени, его значением;
- Формировать у детей представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни;
- Формировать положительное отношение к своему имени.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление и воображение детей;
- Формировать художественные навыки и умения в продуктивной деятельности, способствовать развитию мелкой моторики и координации движений;
- Развивать навыки связной речи, память и интонационную выразительность при презентации своего имени.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к процессу исследования истории появления имён, созданию групповой книги имён;
- Прививать ответственное отношение к своей работе;
- Учить детей доводить начатое дело до конца;
- Способствовать развитию чувства коллективизма, гордости за результат совместного труда.
- Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Для детского сада :
- Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.
- Обновление содержания образования.
- Возможность создания соответствующих условий для развития детей в проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Для детей:
- Активное включение в процесс творчества.
- Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.
- Умение уважительно общаться со взрослыми и сверстниками.
- Повышение уровня информационной культуры.
Для педагогов:
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально - нравственных отношений.
- Реализация творческого потенциала.
- Удовлетворённость собственной деятельностью.
Для родителей:
- Повышение педагогической культуры.
- Высокая степень информированности о развитии ребенка.
- Повышение творческой активности родителей через непосредственное включение в проект.
Для детского сада :
- Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.
- Обновление содержания образования.
- Возможность создания соответствующих условий для развития детей в проектной деятельности.
Новизна проекта :
Проект позволяет интегрировать различные образовательные области и виды искусств (литература, музыка, театр, изобразительное творчество) для всестороннего развития личности ребёнка.
Практическая значимость:
Проект предлагает каждому разнообразные технологии и средства для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностного, ориентированного подхода в образовании дома и детском саду.
3. Этапы проектной деятельности :
Первый этап - организационный. Включает обеспечение всех необходимых условий для реализации проекта.
- Изучение исторических материалов появления имени, их значения.
- Разработка плана мероприятий по созданию групповой книги имён.
- Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта : литература, цифровые и технические средства, презентация «Как появились имена».
Второй этап - практический. Практическая деятельность по реализации содержания проекта в соответствии с планом.
Проблемная ситуация.
Просмотрев мультфильм «Котенок по имени Гав» мы пришли к выводу, что имена – в нашей жизни звучат не случайно и имеют важную роль. Мы провели социологическое исследование : «Какие же имена есть в нашей группе» и решили создать групповую «Книгу имён».
Третий этап - заключительный. Презентация своего имени и групповой «Книги имён» детям других групп детского сада, родителям.
Заключение:
Таким образом, в результате реализации проекта у детей возник интерес к продуктивной деятельности, дети с удовольствием лепят, рисуют, изготавливают необходимые атрибуты, к презентации своих имён.
У детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие усвоение технических приемов в изо-деятельности, восприятие пропорций, особенностей формы, временных и пространственных отношений, композиции (цвета, ритма, движения).
Наш социально-исследовательский проект, как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества; активизирует свободу их творческих проявлений дома и в детском саду.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
План реализации проекта
«Такие разные, по - своему прекрасные, наши имена»
№ Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
1. Составление плана мероприятий по созданию «Книги имён». Изучение истории появления имен, их значением. Воспитатели.
2. • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования (пластилин, цветной картон, карандаши, цифровой фотоаппарат, компьютер). Воспитатель
Основной этап
1. Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав». Постановка проблемы. Воспитатели, дети.
2. Социологическое исследование : «Какие же имена есть в нашей группе».
Презентация «Как появились имена».
Консультация для родителей: «Права и обязанности детей» Воспитатели, дети.
3. Беседы: «Зачем надо знать своё имя»
«Что означают наши имена»,
«Старинные русские имена, встречающиеся в сказках».
Дидактические игры: "Назови ласково".
Словесные игры: «Меня зовут…», «Имена моих соседей»
Настольно-словесная игра: «Имя, имечко моё» (выкладывание имен из букв).
Художественное творчество (лепка на плоскости) : «Моё имя»
Рассматривание картинок и книг.
Прослушивание музыкальных произведений. Воспитатели, дети, педагог-психолог, родители.
4. Создание групповой «Книги имён», изготовление атрибутов к презентации своего имени. Дети, родители, воспитатели.
Заключительный этап
1. Презентации имён наших воспитанников.
Организовать показ готовой «Книги имён», Воспитатели, дети,
родители.
2. Презентация проекта : «Такие разные, по - своему прекрасные, наши имена»
Подведение итогов реализации проекта. Воспитатели, дети, педагоги.
Список литературы
1. Тайна женского имени / Б. Ю. Хигир. – М. :ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 495(1) с.
2. Тайна мужского имени / Б. Ю. Хигир. – М. :ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2006. – 896 с.
3. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. И доп. – Л., Лениздат, 1991. – 220с. Суслова А. В., Суперанская А. В.
4. Тайна вашего имени и его святого покровителя. Составитель Мороз Ирина Борисовна. ООО Книжный клуб «Клуб семейного Досуга», издание на русском языке, 2008
5. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
6. https://doshkolnik.ru/okr-mir/16951.html
7. https://presentacii.ru/presentation/otkuda-ty--imya