Любовь Душебаева
Детско-взрослая общность как модель реализации воспитательных задач в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление я хочу начать словами из концепции дошкольного воспитания «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов».
Одно из основных условий Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - это взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов является принцип партн рства с семь й. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В н м говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Публикация «Детско-взрослая общность как модель реализации воспитательных задач в совместной деятельности» размещена в разделах
В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении происходит освоение новых методов работы, связанных с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений, выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Хочу напомнить слова известного педагога-психолога Льва Семё новича Выготского: «Человек развивается в сообществе и через сообщество. От того, что мы передаем и как мы это делаем, зависит душевное здоровье нового поколения, формируется основа нравственного воспитания детей» Прежде чем рассматривать детско-взрослое сообщество, дадим определение этому термину.
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ - это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка.
Детско-взрослая общность состоит из 3 составляющих: ребенок, участник отношений, от которого исходит активность - родитель -педагог.
Основная задача, стоящая перед педагогами: «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Взаимодействие ребенок – родитель – педагог будет результативным, если:
педагог учитывает тип детско-взрослого сообщества, его возможности и препятствия;
педагог стимулирует и направляет функционирование детско-взрослого сообщества;
педагог выстраивает открытое взаимодействие с участниками, поддерживает проявление ими своей позиции, является активным участником общего взаимодействия.
Педагог соблюдает принцип семи «У» как по отношению к ребенку, так и по отношению к родителю:
1. принцип улыбчивости
2. уважительности
3. удивительности
4. убедительности
5. успешности
6. уверенности
7. уравновешенности
Создание детско-взрослого сообщества в дошкольном учреждениии, связано с постоянным поиском новых перспектив для развития способностей и поддержки талантов наших воспитанников. Обновления уклада жизни детского сада, в котором каждый ребенок может реализовать свой потенциал и обязательно достигнет успеха, опираясь на участие взрослого – воспитателя, родителя и других, значимых для него лиц.
Результативность образовательного процесса напрямую зависит от характера взаимоотношений между субъектами образовательных отношений.
На протяжении ряда лет целью развития нашего дошкольного учреждения является формирование новой модели взаимоотношений между участниками образовательного процесса, основанной на сотрудничестве и партнерстве, через проектно-исследовательскую деятельность. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что источником интеллектуально-творческого развития детей, и одним из основных этапов работы дошкольного учреждения является разработка совместных детско-взрослых проектов. В течение последних лет педагоги нашего дошкольного учреждения искали способы использования метода проектов в педагогическом процессе, то есть постепенно внедряли данный метод в разные виды детской деятельности : познавательную, игровую, художественную, что и привело к созданию детско-взрослого сообщества.
Для этого в дошкольном учреждении были созданы педагогические условия, обеспечивающие развитие детско-взрослого сообщества :
Первое условие - педагогический процесс в детском саду выстраивался как череда событий творческой жизнедеятельности. Принимая во внимание тот факт, что событие – это значимое яркое явление в жизни человека, отбирали наиболее важные события для детей и брали их за основу при организации проектов;
Второе условие – организовывалось в дошкольном учреждении подготовка педагогических работников к реализации проектов.
Третье условие – осуществлялись мероприятия по формированию мотивированного участия родителей в проектах. Для этого проводили изучение особенностей каждой семьи, их интересов, запросов, возможностей.
Совместно работая над одним проектом, педагоги, дети и родители образовали детско-взрослое сообщество, которое предполагало партнерскую позицию взрослых.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач :
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, педагогов дошкольного учреждения, представителей социума можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
-формирование банка данных социальных характеристик семей;
-составление программы изучения семьи;
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников;
-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);
-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;
-составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;
Для сотрудничества родителей с дошкольным учреждением реализуется ряд программ, предусматривающих общение в родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель творчества на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на укрепление здоровья воспитанников. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т. д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе с родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения.
Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Как мы можем понять эффективно ли работает детско-взрослое сообщество?
Показатели эффективности системы сотрудничества дошкольного учреждения и родителей воспитанников :
рост педагогических интересов, знаний родителей об образовании детей в семье;
рост активности в посещении родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
изменение (улучшение) микроклимата в неблагополучных семьях;
проявление у родителей осознанного отношения к образовательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, умение родителями пользоваться педагогической литературой, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в дошкольном учреждении.
осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи дошкольному учреждению в педагогической деятельности;
изменения в общении педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими;
удовлетворённость родителей образованием ребёнка в дошкольном учреждении, сотрудничеством, положительная оценка его деятельности.
Заканчиваю свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского: «Какими бы ни были прекрасными наши детские сады, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец».