Папки-передвижки

Детское музыкальное творчество в жизни ребенка

Балуева Любовь Александровна
Детское музыкальное творчество в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1 .Роль музыкального воспитания в жизни ребенка

Человечество всегда нуждалось в творческих личностях, ведь именно они являются двигателем прогресса. Изучив информацию отечественных психологов, педагогов, таких как А. В. Петровский, О. А. Тихомиров, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, Л. С. Выготский, можно сделать вывод, что творчеством является деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности.

Публикация «Детское музыкальное творчество в жизни ребенка» размещена в разделах

Я. А. Пономарев отмечал, что творчеству сопутствуют оригинальность, предприимчивость. Человек получает самоудовлетворение не в результате работы, а в процессе творческого созидания. Российский психолог А. В. Брушлинский добавил идею творчества, делая акцент на изгнании стереотипов и шаблонов.

Творчество – одно из самых доступных способов развития способностей детей. Процесс детского творения – это уникальный мир, в котором ребенок испытывает свои способности и имеет возможность показать свою точку зрения на него. Многие методы работы психологов с детьми основаны на анализе детских работ. Рисунки, аппликации, поделки и т. д. позволяют значительно расширить наши знания о детях, их страхах и стремлениях.

Особую роль во всестороннем развитии ребенка играет музыкальное воспитание, музыкальная деятельность. Музыка – вид искусства, который обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, развивает умственно. Только развивая интересы, эмоции, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, танцах, игре на музыкальных, шумовых инструментах.

Самый доступный вид музыкальной деятельности – это пение. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста, воздействует на чувства детей, понятна по содержанию.

В области музыкальной психологии вокальное исполнение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение не только помогает при стрессе, но и делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Кроме того, пение в игровой форме расширяет их словарный запас и выразительные возможности.

Шумовые инструменты представляют для детей огромный интерес. Приемы игры достаточно просты и на них можно научиться быстро играть, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. К ним относятся: колокольчики, треугольники, трещотки, маракасы, бубенцы, бубны, металофон, ложки. Шумовой оркестр-это игра, где есть место фантазии, импровизации. Коллективное исполнение активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать быть причастными к процессу творчества и доставляет ребенку огромную радость.

Среди форм музыкального воспитания подрастающего поколения особое место занимает увлечение танцами. В процессе физических упражнений развивается музыкальный слух, пластика. Как показывает практика, именно на занятиях, в общении с музыкой и танцем, часто преодолеваются возрастные конфликты и проблемы отношений мальчиков и девочек. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.

2. Творческие способности

Говоря о творчестве, нельзя не обратить внимание на развитие творческих способностей. Качество, которое приводит к успеху в какой-либо деятельности. Оно выражается в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Творческие способности, в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, но не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

К основе творческих способностей относят: воображение, образное мышление, интуицию, фантазию, восприятие, любопытство, инициативность.

Если внимательно проанализировать действия человека, его деятельность в какой-либо сфере, то мы выделим два основных типа действий: репродуктивный и творческий. В первом случае вид деятельности связан с нашей памятью: человек творчески воссоздает или повторяет ранее созданные и выработанные линии поведения и способы действия. Помимо репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая активность, продуктом которой является создание нового и неизведанного. Следовательно, способность творить индивидуальна у каждого конкретного человека и проявляется в умении действовать в нестандартной ситуации.

Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство : литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир, мировоззрение. Процесс развития детей должен быть целенаправленным, в ходе которого будут решаться педагогические задачи, такие как:

– развитие активности (стремление ребенка к теоретическому осмыслению знаний, поиску решений);

– развитие воображения (важный процесс, специфика которого состоит в преобразовании полученных ранее впечатлений) .

Педагог должен создать такие условия обучения, которые вызывают интерес к познанию. Психологи определяют интерес как эмоцию.

Творческие способности могут проявляться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от наличия природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка. Для решения этих задач, для успешного развития необходимо условие – теплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе, проявление сочувствия к его неудачам, исключение из обихода замечания и осуждения.

С психологической точки зрения детство является самым результативным периодом для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети необычайно любознательны, у них появляется огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, делясь знаниями с детьми, предлагая им различные занятия, расширяют детский опыт. А накопление навыков и знаний является фундаментом творческой деятельности детей. Следует помнить, что мышление дошкольников не сдерживается стандартами. Оно более свободно и независимо, чем мышление подростков и взрослых детей. И это качество необходимо любыми способами поддерживать и развивать.

Таким образом, детство является периодом для развития творческого воображения. Можно определить критерии развития способностей детей на творческих занятиях : самостоятельность и оригинальность замысла, развитие художественного мышления детей, расширение возможностей авторского, творческого решения образа.

Учение и творчество – два состояния, без которых человек не обходится. На протяжении своей жизни, как ученик он осваивает то, что накоплено предыдущими поколениями. Это дает жизни устойчивость, постоянство. Как творец он стремится реализовать себя, стремится к порождению и воплощению того, чего еще нет в этом мире. Это позволяет жизни изменяться, дает возможность развития. Каждый из нас, начиная незнакомое дело, становится учеником. В процессе освоения новой деятельности мы начинаем искать свой индивидуальный вариант.

3. Развитие детского музыкального творчества в школе искусств по общеразвивающей программе обучения игры на баяне.

Огромную роль в развитии музыкального творчества детей играет Детская школа искусств (ДШИ) – часть системы дополнительного образования. Каждый год ведется набор в первый класс ДШИ по общеразвивающей программе. Учебный процесс длится 4 год. За это время учащиеся познают основы музыкального исполнительства, первые шаги игры на основном инструменте баяне. Более успешные дети могут заниматься 5 лет, а по окончании продолжают обучение на дополнительном инструменте – гитаре.

Специфика учебного процесса является обеспечением развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Система дополнительного образования детей – это явление, которое обладает целым рядом качеств таких, как практическая направленность, ранняя профориентация, личностно-ориентированный подход. Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе искусств является формирование и развитие у ребенка сценического мастерства. Это даёт свободу во время концертных выступлений, конкурсов.

Ребенку необходимо показать публично свои достижения, таланты, умения.

Но не каждый ребенок может выступить на сцене, как солист. Во-первых, сценическое волнение, неуверенность в исполнении. Для подготовки домашнего задания нужен хороший инструмент, который может приобрести не каждый.

Самый доступный вид коллективного музицирования в ДШИ – это игра на ложках. Благодаря свое оригинальности и доступности, получает все большее распространение в наше стране.

Этот вид коллективного музицирования является одним из увлекательнейших путей для погружения детей в удивительный мир музыки, сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра на ложках не только развивает интеллектуально, но также благотворно влияет на развитие эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие ребенка. Выступления подобного рода ансамблей всегда украшают концерты, нравятся публике любых возрастов. Ансамбли ложкарей отличаются яркостью не только выступления, но и самобытностью костюмов, головных уборов, музыкального сопровождения. Игра на ложках всегда радует своими возможностями, эмоциями, зрелищностью.

Коллективное инструментальное музицирование это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в ансамбле среди учеников. Именно творческая активность ученика позволяет ему легко, эмоционально, глубоко проникать в мир музыки, познавать ее законы. Коллективное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Концертная деятельность. Воспитание свободной манере исполнения на сцене. Репетиции на сцене. Усвоение правил поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением.

Кроме ложек, в ансамбле ложкарей можно использовать бубен, коробочку, рубель, треугольник, трещётки, хлопушку и другие народные ударные инструменты. Между ними и ложками устраивают своеобразные переклички, тем самым вносятся новые тембровые краски. Иногда эти инструменты просто подыгрывают партии ложек. Для аккомпанемента ансамблю ложкарей можно использовать как одного концертмейстера, так и различные составы ансамблей русских народных инструментов.

Каждый молодой исполнитель должен понять, что сценическое выступление-это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. «Ибо сцена-это лучшее лекарство от волнения».

Занимаясь музыкальным творчеством, ребенок начинает лучше учиться в образовательной школе, планировать свой рабочий день и свои увлечения. Кроме того, музыка, как интеллектуальное занятие, помогает оградить детей от всевозможных опасностей современного мира, в том числе от потока средств массовых информаций, который может оказать негативное влияние на неокрепшую психику. Основная задача музыкального воспитания детей заключается в развитии внутренних музыкальных представлений ребенка, в приобщении к музыкальному, художественному творчеству. Эстетическое воспитание ребенка создаст тот необходимый фундамент, на котором возможно не только успешное дальнейшее занятие музыкой, но и все последующее духовное развитие личности.

Список литературы.

1. Брушлинский, А. В. Психология субъекта [Текст] /

А. В. Брушлинский – М. : Институт психологии РАН; СПб. : Алетейя, 2003. – 109 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]. /

Л. С. Выготский – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.

3. Н. А. Ветлугина, Художественное творчество и ребенок [Текст] – М. – 2011. – 156 с.

4. Емелина, Т. В. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике [Текст] / Т. В. Емелина // Вестник Кемеровского университета. –2016.

5. Казакова, Т. Г Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т. Г. Казакова // Пособие для воспитателя дет. Сада – М. : Просвещение. – 2012. – 114 с.

6. Пономарев, Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества : общая, дифференциальная, прикладная. М. : Наука, 1990.

7. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] / В. А. Моляко // Вопросы психологии. Выпуск №5, 2012. – 86-95 с.

8. Петровский, А. В. Воображение [Текст] / А. В. Петровский // Общая психология. – М., 2007. – 389 с.

Публикации по теме:

Детское пасхальное творчествоДетское пасхальное творчество Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу- Бабушка яичко красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой Для людей, для.

Детское творчество к празднику 23 февраляДетское творчество к празднику 23 февраля В нашей группе идёт подготовка к празднику «День защитника Отечества». Проводится большая подготовительная работа. Родители наших воспитанников.

Детское творчество к Пушкинскому Дню в РоссииДетское творчество к Пушкинскому Дню в России Завтра, 6 июня мы отмечаем - 222 года со дня рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Литературное наследие А. С. Пушкина,.

Детское творчество «Масленица»  (фотоотчет)Детское творчество «Масленица»  (фотоотчет) Детское творчество на тему "Масленица" - фотоотчет Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. Вашему вниманию.

Фотоотчет «Детское творчество»Фотоотчет «Детское творчество» Фотоотчет в нашей группе кратковременного пребывания. Детки с удовольствием делают разные поделки на сезонные темы. Им нравится клеить,.

Фотоотчёт «Детское творчество»Фотоотчёт «Детское творчество» Н. К. Крупская писала «Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Думаю, что все педагоги со мной.

Детское творчество ко Всемирному Дню снеговикаДетское творчество ко Всемирному Дню снеговика Фотозарисовка детского творчества «Такие разные снеговики» ко Всемирному дню снеговика. «Всемирный день снеговика не случайно отмечается.

Пасхальный перезвон. Детское творчество.Пасхальный перезвон. Детское творчество. Прошли пасхальные празднества, закончились проекты по теме, проведены развлечения, но радость от прикосновения к таинственному, неизведанному,.

Рисунки на камушках (Детское творчество).Рисунки на камушках (Детское творчество). В своих прежних публикациях я писала о морских ракушках, как о чудесном материале для детского творчества. Сегодня я хочу рассказать ещё.

Весеннее настроение. Детское творчествоВесеннее настроение. Детское творчество О весне можно говорить много. Это радостное настроение, смена времён года с зимнего времени на весну. Весна полна различными событиями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское музыкальное творчество в жизни ребенка
Опубликовано: 16 марта 2023 в 17:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское музыкальное творчество в жизни ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Балуева Любовь Александровна (УИ 2458241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД