Получи документы

Детское экспериментирование — форма столкновения «знаний» и «незнаний» в развитии познавательной активности дошкольников

Алла Терашкович
Детское экспериментирование — форма столкновения «знаний» и «незнаний» в развитии познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел – Статьи

Терашкович Алла Ивановна

Воспитатель

МБДОУ д\с «Детство»

г. Нижний Тагил

Свердловской области

Детское экспериментирование - форма столкновения детских «знаний» и «незнаний» в развитии познавательной активности дошкольников.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я ЗНАЮ». китайское изречение

Публикация «Детское экспериментирование — форма столкновения „знаний“ и „незнаний“ в развитии познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Н. Н. Поддъяков говорил, что «Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это… экспериментирование».

Действительно, дети дошкольного возраста очень наблюдательный и любознательный народ. По своей природе дети-дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Наблюдая за событиями в окружающем мире, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают свои умозаключения.

По мнению В. А. Сухомлинского, природа влияет на детское мышление, на чувства ребёнка и на развитие его творческих способностей. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Именно поэтому в дошкольном возрасте важна такая деятельность как - экспериментирование. Детское экспериментирование – это специально организованная деятельность, которая способствует обогащению памяти, речевому развитию и активизации мыслительных процессов. Экспериментирование – это активная теоретико-практическая деятельность, которая имеет свою чё ткую структуру:

1. Целеполагание (постановка, формулирование проблемы, познавательной задачи).

2. Выдвижение гипотезы (предположений).

3. Планирование деятельности по проверке гипотезы (отбор способов проверки, выдвинутых детьми).

4. Осуществление эксперимента.

5. Наблюдение за преобразованием объекта.

6. Фиксация преобразований объектов.

7. Выводы.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников, педагог может использовать различные стимулы, например:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуация выбора.

Формирование у дошкольников практико-познавательной деятельности является одной из образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО).

Также нельзя забывать о том, что одним из необходимых условий для практического ознакомления детей с природой является правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться. Задача педагогов - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Отличие экспериментирования от других видов деятельности в том, что в этом виде всегда преобладает системно-деятельностный подход.

Но также следует помнить, что реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С целью повышения родительской компетентности в этом вопросе, можно проводить различные консультации с родителями, использовать рекомендации по вопросам: что можно и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; какие эксперименты можно провести дома с детьми. Следует проводить «Дни открытых дверей», с целью ознакомления родителей с оснащением детских лабораторий, с их оборудованием и материалами. Для родителей создаются «рассуждалки» детей на различные темы, проводятся открытые мероприятия, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Используемая литература:

1. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2013.-232с.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. :ТЦ Сфера, 2004. – 240с.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 128с.

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Структура моего портфолио Я готовлю документы для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию. Согласно требованиям нашей области, моё портфолио включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — форма столкновения «знаний» и «незнаний» в развитии познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 4 апреля 2014 в 20:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование — форма столкновения «знаний» и «незнаний» в развитии познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алла Терашкович (УИ 211234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД