Рузалия Шарипова
Детское экспериментирование как один из главных путей познавательной мотивации. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование, как один из главных путей познавательной мотивации.
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский
сад № 80 РЕЧЕНЬКА» г. Набережные Челны, РТ
Шарипова Рузалия Рузалиновна
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассма- тривается как основной вид деятельности в познании окру- жающего мира в период дошкольного детства.
Публикация «Детское экспериментирование как один из главных путей познавательной мотивации, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать этот окружающий мир, заложена генетически.
Вот что наблюдал однажды весной замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошк. воспитания Николай Николаевич Подъяков. Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большу-
щая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. От маленького камешка -
немножко. От большого по воде расходятся широкие круги. А если в воду бросить большой ком почерневшего
апрельского снега? Снежный ком начинает оседать - подтаивать. А вот
старый пузырек из-под гуаши с остатками краски. Бросил в лужу – в во-
де появляется причудливый рисунок с красновато-бурыми полосками.
Что же делал этот малыш? Баловался? Отнюдь нет.
По мнению Н. Н. Подъякова, он занимался наисерьезнейшим делом –
экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были
вызваны исключительно природным любопытством - качеством,
которому, как я говорила выше, человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Подъя –
ков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал ее показате-
лем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное развитие детей. И наша задача (воспитателей) – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.
Остановлю ваше внимание на описании нескольких объектов и материалов, которые должны быть в арсенале педагога в качестве позна –
вательного материала для экспериментирования для детей раннего возраста – это различные коробочки секретом, с различными затворами предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная
крышка типа пенала; с прозрачной крышкой и т. д.
Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звуча –
щий предмет. Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно надо его похвалить, вместе рассмотреть наход-
ку, а потом опять ее спрятать, чтобы дать возможность повторить най –
денное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот
тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.
Также в раннем возрасте для развития познавтельной мотивации и
умственной активности используются различные игрушки с сюрпризом,
погремушки из бутылок, тряпичные игрушки (это различные по форме шарики или подушки из тканей, различающихся фактурой и цветом,
наполненные манкой, гречкой, песком и т. д.) Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая
голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она
рассуждать.» Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием мы в группе проводим различные опыты:
с песком, глиной, бумагой, водой, магнитом, красками.
С песком экспериментируем во время прогулок. Показывали детям какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Однако в песочнице можно не только лепить
куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Дети строили замки, лабиринты, разыгрывали целые спектакли с похищениями, пропажами, разрушением и воссозданием новых песочных замков. Также летом работали с глиной, который использовали в качестве «созидательного» материала. Глина также позволяет «скульптору» т. е. ребёнку пробовать, переделывать, сминать и снова вытягивать те или иные элементы фигурки. Сначала некоторые дети не хотели даже браться за глину – боялись перепачкаться. Я их не заставляла, но когда они увидели работы других детей им тоже захотелось участвовать в этом процессе.
При беседе про насекомых мы выясняли почему бабочки похожи на цветы. Можно просто сообщить детям: бабочка похожа на цветок, чтобы
обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому. Плоскость тонкого картона делится на две
части: одна – белая, другая – цветная, как цветочный луг. На картон помещается бабочка, которая перемещается по поверхности с помощью магнита. «Перелетит» бабочка на белое поле - и видна всему свету. Окажется в цветной плоскости и сразу становится незаметной для
глаза: не сразу и обнаружишь. Поиграли так сдетьми и лишь потом спрашиваем: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице»
нарядилась.
Проводим эксперименты с красками. Смешиваем два вида краски, чтобы получить третий вид. Смешиваем красный и желтый – получаем оранжевый; желтый и синий - зеленый; синий и красный – фиолетовый; си-
ний с белым - голубой и т. д.
Учим работать с бумагой. Почти все дети умеют складывать самолет, кораблик, вырезают и делают открытки на праздники. При изготовлении открытки к Дню Матери использовали метод торцевания. Немного переживали, что не справятся, но нет получилось.
На примере воды познакомили детей со свойствами жидкостей.
Чтобы детей заинтересовать, мотивировать на экспериментальную
деятельность использовали следующие приемы: детей заранее познакомили с лабораторией, рассказали кто там работает, чем занимаются, какие
там имеются приборы и для чего, как себя вести в лаборатории.
Слайды 1.
Затем одев белые халаты, как настоящие лаборанты, на халатах бейджики с именем лаборанта, пришли в лабораторию проводить опыты (эксперименты).
Слайды 2.
Дети с самого начала занятия были мотивированы на познание нового – был установлен проектор, ноутбук, изображение реки, шум воды, журчание ручья. Тема занятия детям не сообщалась. Отгадав загадки,дДети сами сказали, что будем говорить о воде.
Сначала провели беседу о значении воды на Земле. Послушав сти-хотворение, дети узнали, где и в каком виде можно встретить воду,
а затем закрепили знания просмотром вот этих слайдов. Слайды 3.
Дети сами участвовали в опытах: сравнивали воду и молоко по цвету, пробовали на вкус, определяли запах и форму воды, смешивали с (слайды 4)различными веществами и делали соответствующие выводы. И так всё это им было интересно. А как они удивились и обрадовались когда я им
после окончания занятия презентовала эмблемы «Экономь воду». показать
Дети всегда любят получать что-нибудь за свое старание.
На этом наша работа по опытам, экспериментам не заканчивается.
В планах у нас посадка дерева - дуб с использованием желудей, по-
садка рассады томатов и естественно уход за ними в течение весны и лета до самого сбора урожая. И многое другое.