Лучший педагог года

Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей (5 фото)

Оксана Шарапова
Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей

Данная статья посвящена проблеме развития художественных творческих способностей дошкольников, обучающихся в обще-образовательном учреждении.

Эта проблема уже освещалась в публикациях целого ряда авторов: Н. С. Ждановой, Ю. Ф. Катханова, А. Г. Куликова, Е. Н. Ладыгина, Л. П. Малиновской, Б. Н. Рахманинова и многих других.

Однако никто из них конкретно не рассматривал инструментарий диагностики готовности дошкольников к освоению художественных способностей, поэтому возникает проблема его разработки.

Публикация «Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей» размещена в разделах

Целью данной статьи является изучение готовности дошкольников к освоению художественных способностей в условиях непосредственной образовательной деятельности.

Для осуществления поставленной цели, нами были разработаны две анкеты, содержащие вопросы для выявления интереса к занятиям художественной деятельностью у дошкольников, которые позволяют установить мотивацию детей в художественном творчестве, а так же выявить их знания и умения.

В первой анкете мы рассмотрели заинтересованность в художественном творчестве и определили семь вопросов по три варианта ответа. Ребенок называл один вариант ответа, который и давал нам необходимую информацию.

Рассмотрим подробно первый вопрос, который звучал так:

Любишь ли ты конструировать из бумаги?

Для первого вопроса предлагались следующие ответы:

-Мне это очень нравится;

-мне это нравится;

-мне это не нравится.

Ответом, показывающим высокую степень готовности ребенка к творчеству, является первый ответ. Это высокий уровень. К среднему относится второй ответ - «Мне это нравится». И наконец, низкий уровень - ответ под номером три - «Мне это не нравится», он свидетельствует о незаинтересованности ребенка в данной деятельности.

Второй вопрос: «С удовольствием ли ты занимаешься художественным творчеством (лепишь, рисуешь, создаешь аппликации и поделки из бумаги?» Первый ответ - «Да с удовольствием» он же и являлся высшим показателем. Второй ответ - «Мне безразлично», относился к среднему уровню, соответственно третий ответ-«Мне не нравится», был отнесен к низшему уровню заинтересованности. Дети 100% утвердительно показали на ответ номер один.

Третий вопрос: «Чем бы ты больше хотел заниматься?» Высшим показателем готовности ребенка является ответ под номером один – «лепка, аппликация, рисование». Средним показателем будет являться ответ номер два,– «вырезать, раскрашивать, склеивать». Дети, отметившие последний ответ – «смотреть, читать, разговаривать», находятся на низком уровне готовности.

Четвертый вопрос звучал так: «Кем бы ты хотел стать?» и перечисленные ответы:

а) художником, архитектором, скульптором;

б) певцом, танцором, музыкантом;

в) учителем, доктором, бизнесменом.

Высшим показателем является первый ответ, средним второй и низким третий.

Пятый вопрос выявлял потребность в занятии художественным творчеством :

«Сколько раз в неделю ты бы хотел заниматься?».

а) один раз в неделю,

б) два раза в неделю,

в) ни разу.

Первый ответ относится к среднему показателю, второй к высокой мотивации и соответственно третий к низкому показателю мотивации детей.

Данная анкета рассчитывалась по трех бальной шкале.

Высший -3; Средний -2; Низший – 1.

Высший бал – 15.

Средний бал -10.

Низший бал -5.

В анкетировании принимало участие 20 детей старшей группы МДОУ ЦРР детского сада № 30.

Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограммы:

Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей

Уровень мотивации

12 человек – высокий

3 человека – средний

5 человек – низкий

Тестирование выявило, что, дошкольники показали высокий результат. То есть, у большинства детей имеется потребность в художественном творчестве.

Вторая анкета опирается на содержательный компонент и была настроена на выявление знаний у детей о художественном творчестве.

Вновь внимательно рассмотрим первый вопрос - «С помощью чего художник рисует. Правильным ответом, показывающим знания ребенка, является ответ под номером три - художник рисует с помощью красок и кистей. Он показывает высокий уровень знаний. Неверным ответом является ответ 2- с помощью фотоаппарата, ответ 3- с помощью рук, является средним ответом. Неверный ответ позволяет делать нам выводы, что ребенок еще с этой информацией не знаком. 90% ответили верно.

Второй вопрос направлен на выявление знания у детей теплой и холодной гаммы цветов. Вопрос звучал так: «Если мы попадем в холодное северное царство, какие там увидим цвета?» Первый ответ – синий и фиолетовый, был наиболее верным. Второй - синий и желтый - средним, и третий – соответственно низким. Высокий показатель знания присутствовал у 70% опрошенных детей.

Третий вопрос - «Что делает скульптор?». Первый ответ – картину - соответственно низкий уровень. Второй ответ – статую - правильный. Третий ответ – кувшин- этот ответ можно отнести к среднему показателю знания. 45% справились с этим вопросом, ответив верно, 30% детей выбрали ответ 3.

Четвертый вопрос, «Из каких цветов получается оранжевый цвет?» Таким образом, ответив - красный и желтый справилось 80% тестируемых, что показывает высокий уровень знания детей цветосмешения.

Пятый вопрос достаточно интересен и как раз таки предназначен для выявления знаний детей о художественном творчестве. «При создании каких вещей потрудился художник. Первый ответ – велосипед – не верный, второй – книга - верный, третий – посуда – средний уровень.

Пробел в знаниях удалось выявить у 75% детей они ответили неверно.

Шестой вопрос – «Для чего нужна картинная галерея?». Верно ответили только 30% тестируемых – для проведения выставок. Остальные же 70% ответили – чтобы научиться рисовать, чем заработали средний уровень знаний. Последний же ответ – чтобы пообщаться не выбрал никто.

В седьмом вопросе использовались картинки на тематики: пейзаж; натюрморт; портрет. Дети должны были соотнести картинку с термином, обозначив их стрелочками. С последним заданием справилось 90% всех тестируемых.

Для второго теста по выявлению уровня знаний детей, мы вывели следующие критерии и оценки. В анкетировании участвовали 20 детей старшей группы МДОУ ЦРР д/с № 30. Для обработки полученных данных использовался математический метод статистики. Ответы на каждый вопрос группировались по уровням: высокий; средний; низкий.

Высокому уровню присваивали - 3 бала; среднему - 2 бала, низкому - 1 бал.

К высокому относятся сумма в - 21 балов; к среднему – 14 балов, к низкому - 7 балов.

Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограммы:

Фото №1 Данная статья посвящена проблеме развития художественных творческих способностей дошкольников обучающихся в обще образовательном учреждении

Уровень знаний

15 человек – высокий

4 человека – средний

1 человек – низкий

Последняя диагностика предназначена для выявления уровня творческого мышления и трудовых и изобразительных умений.

Диагностика взята из учебно-методического пособия: «Основы методики преподавания дизайна в средней школе» под редакцией Н. С. Ждановой.

С тестируемыми проводится работа, тема которой «Лесное озеро». Задачей является проверка художественно- конструкторских знаний и умений детей.

Детям выдается задание: выполнить композицию на тему «Лесное озеро» в технике аппликация с элементами рисунка. Нужно следить за тем, чтобы диагностируемые выполняли задание самостоятельно.

Собранные работы следует проверить в соответствии с оценочными эталонами.

Данное задание позволяет судить о творческом мышлении по качеству составленной композиции и о художественно- конструкторских умениях дошкольников.

Данное задание можно оценить по нижеприведенным критериям и показателям.

Критерии Показатели

1. Трудовые умения • правильное изготовление симметричной формы;

• умение вырезать по контуру;

• правильное приклеивание к листу бумаги;

2. Изобразительные умения • правильное соотношение предметов по величине;

• характер штриховки;

• качество и количество дополнительных элементов;

3. Творческое мышление • передача пространства;

• гармоничное заполнение листа;

• выделение главного изображения.

Наличие у диагностируемых двух и более показателей считалось высоким уровнем развития того или иного критерия

Диагностика проводилась среди 20 детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с № 30.

Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограмм:

Фото №2 Эта проблема уже освещалась в публикациях целого ряда авторов Н

Уровень трудовых умений

10 человек – высокий

7 человек – средний

3 человека – низкий

Фото №3 Рахманинова и многих других

Уровень изобразительных умений

8 человек – высокий

7 человек – средний

5 человек – низкий

Фото №4 Однако никто из них конкретно не рассматривал инструментарий диагностики готовности дошкольников к освоению художественных способностей поэтому возникает проблема его разработки

Уровень развития творческого мышления

11 человек – высокий

5 человек – средний. 4 человека – низкий

Приложение № 1

1. Любишь ли ты конструировать из бумаги?

• мне это очень нравится

• мне это нравится

• мне это не нравится

2. С удовольствием ли ты занимаешься художественным творчеством?

• с удовольствием

• мне безразлично

• мне не нравится

3. Кем ты хочешь стать?

художником, архитектором, скульптором

• певцом, танцором, музыкантом

• учителем, доктором, бизнесменом

4. Чем бы ты больше хотел заниматься?

• лепка, аппликация, рисование

• вырезать, раскрашивать, склеивать

• смотреть, читать, разговаривать

5. Любишь ли ты рассматривать произведения художников?

• люблю

• не очень

• не люблю

6. Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься?

• 2 или 3 раза

• 1 раз

• вообще не ходить

7. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

• рисовать

• конструировать из конструктора

• гулять

Приложение № 2

8. С помощью чего художник рисует?

• с помощью рук

• с помощью фотоаппарата

• с помощью красок и кистей

9. Если мы попадем в холодное северное царство, какие там увидим цвета?

• синий, фиолетовый

• оранжевый, желтый

• синий, желтый

10. Что делает скульптор?

• картину

• статую

• кувшин

11. Из каких цветов получается оранжевый цвет?

• желтый и зеленый

• желтый и красный

• зеленый и синий

12. При создании каких вещей потрудился художник?

• велосипед

• книга

• посуда

13. Для чего нужна картинная галерея?

• для того чтобы научиться рисовать

• для проведения выставок

• для того чтобы пообщаться

14. Найди где здесь

• пейзаж (изображение природы)

• портрет (изображение человека)

• натюрморт (изображение предметов)

и покажи (воспитатель отмечает стрелочкой)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей
Опубликовано: 3 сентября 2014 в 20:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД