Клавдия Паршонкова
Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра связывает детей между собой, детей и взрослых в единое целое. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за их переживаниями.
Публикация «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей» размещена в разделах
Сюжетно — ролевая игра является наиболее характерной игрой дошкольников, отличительной особенностью которой является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей.
Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания, уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению доброжелательных отношений.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.
Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детьми замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.
Игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких ярких положительных представлений и эмоций. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на её осуществление. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.
Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.
Когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнёрами в игре. Воспитатель выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения.
Компетентный в общении педагог, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно.
Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с пространственных условий.
Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.
Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.
При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким образом, чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для этого является форма круга.
Вступая в диалог с ребёнком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Это нужно для того, чтобы ребенок мог высказаться. Пауза помогает ребёнку разобраться в своих чувствах и мыслях. Уважайте мнения и чувства ребёнка.
Можно, чтобы вариант позитивного поведения предложил сам ребёнок из своего жизненного опыта, тогда у каждого будет несколько вариантов поведения. Каждый предложенный вариант проигрывается.
Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.
Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.
Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.
Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Делать это следует осторожно, опасаясь рассуждений, неуместных во время игры.