МААМ-картинки

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР

Ольга Писковская
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Публикация «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР» размещена в разделах

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.

В нашем дошкольном учреждении учителем-логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.

Применение воспитателями логопедического массажа, пассивно-активной гимнастики.

Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.

Заседания с родителями: «Научи ребёнка говорить правильно»

Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Совместный выпуск журнала для родителей о детях “Солнечный вестник».

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы.

Цель:

устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать полноценные произносительные навыки.

2 Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

3 Формировать лексико-грамматические средства языка.

4 Развивать самостоятельную фразовую речь.

5 Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Задачи воспитателя.

Перед воспитателями стоят следующие задачи.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма

Артикуляционная гимнастика.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день.

Вырабатываемые артикуляционные навыки становятся более прочными при систематических занятиях.

Формирование любого навыка и его закрепление требует систематического повторного действия.

Это постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики развитие речевого дыхания, развитие мелкой и крупной моторики.

Воздействие импульсации от мышц рук оказывает большое влияние на развитие коры головного мозга. Это происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев и кистей рук обладают стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Выполнение такой работы способствует улучшению произношения многих звуков, что способствует развитию речи ребёнка.

Возможно использование ряда упражнений:

- Делаем бусы

- Цветной керамзит

-Геометрические фигуры

-Зашнуруй ботинки

-Поделки из семян

- Работа из палочек.

В практике используются пальчиковые игры, картотека игр по лексическим темам. Пальчиковые игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук. Особенно интересны игры с текстом-комплексы: «Язычок», «Научим Буратино говорить».

Эти игры очень легко проводить с детьми и в детском саду и дома.

Обязательно проводится работа по речевой и логопедической ритмике.

Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжения монотонности речи, способствует сокращению мышц языка,гортани челюстей, пальцев рук и ног.

В работе используются театральные постановки, драматизация сказок, изображение выбранного героя, также дидактические игры по разделам:

Развитие связной речи.

Развитие памяти, воображения.

Иллюстративный материал.

Грамматические категории.

Освоение моделей мышления.

Логическое мышление.

Составляем слова.

Активизация и обогащение словаря детей.

Проведя мониторинг и заполнив диагностические карты ОО

«Коммуникация». Продиагностировав детей по развитию свободного общения со взрослыми и детьми, по развитию компонентов устной речи и овладение нормами речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). Проанализировав процентное соотношение результатов делаем выводы: Начало года: н. у. -30%, ср. у. - 56%, в. у. - 14%. Конец года: н. у. -8%, ср. у. - 31%, в. у. 61%.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Оформление коррекционного уголка.Оформление коррекционного уголка. Всегда в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 19:53
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Писковская (УИ 246254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД