Ольга Писковская
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у них речевых дефектов.
В нашем дошкольном учреждении учителем-логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
Применение воспитателями логопедического массажа, пассивно-активной гимнастики.
Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
Заседания с родителями: «Научи ребёнка говорить правильно»
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Совместный выпуск журнала для родителей о детях “Солнечный вестник».
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы.
Цель:
устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать полноценные произносительные навыки.
2 Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
3 Формировать лексико-грамматические средства языка.
4 Развивать самостоятельную фразовую речь.
5 Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Задачи воспитателя.
Перед воспитателями стоят следующие задачи.
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма
Артикуляционная гимнастика.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день.
Вырабатываемые артикуляционные навыки становятся более прочными при систематических занятиях.
Формирование любого навыка и его закрепление требует систематического повторного действия.
Это постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики развитие речевого дыхания, развитие мелкой и крупной моторики.
Воздействие импульсации от мышц рук оказывает большое влияние на развитие коры головного мозга. Это происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев и кистей рук обладают стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Выполнение такой работы способствует улучшению произношения многих звуков, что способствует развитию речи ребёнка.
Возможно использование ряда упражнений:
- Делаем бусы
- Цветной керамзит
-Геометрические фигуры
-Зашнуруй ботинки
-Поделки из семян
- Работа из палочек.
В практике используются пальчиковые игры, картотека игр по лексическим темам. Пальчиковые игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев рук. Особенно интересны игры с текстом-комплексы: «Язычок», «Научим Буратино говорить».
Эти игры очень легко проводить с детьми и в детском саду и дома.
Обязательно проводится работа по речевой и логопедической ритмике.
Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжения монотонности речи, способствует сокращению мышц языка,гортани челюстей, пальцев рук и ног.
В работе используются театральные постановки, драматизация сказок, изображение выбранного героя, также дидактические игры по разделам:
Развитие связной речи.
Развитие памяти, воображения.
Иллюстративный материал.
Грамматические категории.
Освоение моделей мышления.
Логическое мышление.
Составляем слова.
Активизация и обогащение словаря детей.
Проведя мониторинг и заполнив диагностические карты ОО
«Коммуникация». Продиагностировав детей по развитию свободного общения со взрослыми и детьми, по развитию компонентов устной речи и овладение нормами речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). Проанализировав процентное соотношение результатов делаем выводы: Начало года: н. у. -30%, ср. у. - 56%, в. у. - 14%. Конец года: н. у. -8%, ср. у. - 31%, в. у. 61%.
Благодарю за внимание!