Акматова Айнура Асанкуловна
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста
Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога!
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения. Период адаптации проходит нелегко. Все дети очень разные, я стараюсь найти подход к каждому. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приёмы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Одна из таких методик – «игры с мелкими предметами». В адаптационный период, свою работу строю в соответствии с рабочей программой по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в условиях введения ФГОС ДО.
Публикация «Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Каждый из нас в своей работе, особое внимание уделяет индивидуальной работе c детьми в адаптационный период, основанной на игровом подходе детей, в выборе оптимальных методов и приемов работы, что способствует лёгкой адаптации ребёнка к условиям ДОУ. Тщательно продумываю современные игровые методы работы с детьми раннего возраста, что очень важно для развития мелкой моторики, это - игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, самомассаж, игры на нанизывание, игры с пластилином, игры с бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой, театрализованные игры с куклами. Отдельное место -приоритетное, в своей работе уделяю здоровье сберегающим технологиям, на мой взгляд, это очень важно, на что мы должны обратить внимание. Провожу расслабляющие игры для снятия психического и мышечного напряжения, переживаний ребенка негативных эмоций. В таких играх у детей быстрее восстанавливаются физические и психологические функции организма, хорошо помогают снять напряжение и вызывают положительные эмоции. Сегодня хотела бы остановиться более подробно, на играх с мелкими яркими предметами - пуговки, крупы, косточки.
Такие игры использую на протяжении всей своей деятельности с детьми, только придумываю разное название, цель и задачи. Это абсолютно не сложно, все зависит от возраста воспитанника. В этом же посте, хочу собрать воедино все наши игры, чтоб получилось своеобразное пособие в помощь молодым педагогам. Надеюсь, вам пригодится!
Зачем играть в подобные игры?
Очень много уже написано, коллегами и мною в частности, о пользе сенсорных игр, поэтому повторяться не буду. Отмечу только самое главное. Игры с крупами помогают совершенствовать:
• Сенсорное познание предметов и веществ;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие чувственного восприятия;
• Развитие фантазии и воображения;
• Созидательность - медитативный и успокоительный эффект;
• Замечательный способ времяпрепровождения
Что понадобится для игр?
• Небольшая емкость
• Набор мерных ложечек
• Предметы необходимые для игр
Понятное дело, все это "богатство" пригодится вам не все сразу, а для разных игр и в разное время. Но позаботится и заготовить все, чтоб оно было под рукой не помешает.
Где и когда играть?
Однозначно играть нужно тогда, когда малыш на это настроен. Когда у него хорошее настроение, он весел и готов познавать что-то новое.
Играть можно, как сидя за столом, так и на полу, посадив ребенка на коврик.
Игры для детей второй младшей группы: «Прячем ручки», «Искупаемся», «Ищем секрет», «Сортируем, перекладываем, собираем», «Форма, цвет», «Найди такой же», «Юный сортировщик»
Конечно же, после игры все предметы будут перемешены. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна». Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.