Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

руфия аджигитова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский».)

У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит задержка формирования основных моторных функций. Отсроченным по времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления изобразительной, учебной и трудовой деятельности.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Отставания в формировании моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов.

Состояние мелкой моторики у таких детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Часто наблюдается небольшое ограничение объема движения рук, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии, нарушения мышечного тонуса, в основном движения бывают неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность развития моторики рук проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления мелкой моторики, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений; снижается скорость переключения с одной деятельности на другую, наблюдается недостаточная координация движений. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья неохотно рисуют, лепят и неумело работают с ножницами.

В раннем возрасте в коррекционные мероприятия включены такие виды деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Все они направлены на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции.

Занятия ручным трудом оказывают положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. В результате занятий происходят существенные изменения в поведении детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными, а именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей : они начинают понимать различные эмоциональные состояния и пытаются передать это в поделках.

Содержание художественного труда раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья составляют :

- работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат;

- работа с тканью, нитками: декоративная аппликация с тканью, плетение, изготовление панно, одежды для кукол, детали костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров и театральных кукол;

- работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев и сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растений;

- работа с пластилином и соленым тестом: создание украшений и керамических панно для оформления интерьера; изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

В работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья по развитию мелкой моторики опираются на общие дидактические принципы – последовательность и постепенность возрастного формирования навыков, выделяем «зону ближайшего развития» и учитываем то, как именно формируются навыки. Для этого проводим работу сразу в нескольких направлениях, устраняем недостатки формирования мелкой моторики : слабый нажим, неумение удержать предмет, нескоординированность движений пальцев рук, суетливость в движениях, неловкость, чрезмерно высокое напряжение. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываем у детей умение регулировать силу и точность своих движений.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки в двигательной сфере, требуется длительное время, а также использование разнообразных форм и приемов обучения.

1. Любую работу начинаем с большими деталями и предметами, а затем переходим к более мелким. Это относится к работе с природным материалом, бумагой, пластилином.

2. Переходим от более пластичного материала к более твердому, от мягкой и тонкой бумаги – к более плотной, а затем и к картону.

3. Последовательно отрабатываем движения: сначала «рука в руке» для формирования мышечной памяти, затем поочередно отрабатываем все этапы формирования движения.

4. Для поддержания интереса регулярно меняем виды деятельности. При этом учитываем, что для закрепления навыков и перехода к самостоятельным движениям требуется длительное время.

Итак, правильно организованная работа по развитию мелкой моторики является важным элементом гармоничного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок приобретает больше уверенности и изобретательности в движении руки. В процессе работы ребенок осваивает различные виды ручного художественного труда, развивает глазомер, творческие способности, активность, что очень важно для учебной деятельности. На занятиях по развитию мелкой моторики развиваются внимательность, точность и координация движений. Кроме того, занимательное содержание и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Совместная деятельность по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №133 детский сад компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 мая 2016 в 20:04
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД