Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

руфия аджигитова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский».)

У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит задержка формирования основных моторных функций. Отсроченным по времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления изобразительной, учебной и трудовой деятельности.

Отставания в формировании моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов.

Состояние мелкой моторики у таких детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Часто наблюдается небольшое ограничение объема движения рук, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии, нарушения мышечного тонуса, в основном движения бывают неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность развития моторики рук проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления мелкой моторики, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений; снижается скорость переключения с одной деятельности на другую, наблюдается недостаточная координация движений. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья неохотно рисуют, лепят и неумело работают с ножницами.

В раннем возрасте в коррекционные мероприятия включены такие виды деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Все они направлены на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции.

Занятия ручным трудом оказывают положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. В результате занятий происходят существенные изменения в поведении детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными, а именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей: они начинают понимать различные эмоциональные состояния и пытаются передать это в поделках.

Содержание художественного труда раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья составляют:

- работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат;

- работа с тканью, нитками: декоративная аппликация с тканью, плетение, изготовление панно, одежды для кукол, детали костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров и театральных кукол;

- работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев и сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растений;

- работа с пластилином и соленым тестом: создание украшений и керамических панно для оформления интерьера; изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

В работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья по развитию мелкой моторики опираются на общие дидактические принципы – последовательность и постепенность возрастного формирования навыков, выделяем «зону ближайшего развития» и учитываем то, как именно формируются навыки. Для этого проводим работу сразу в нескольких направлениях, устраняем недостатки формирования мелкой моторики: слабый нажим, неумение удержать предмет, нескоординированность движений пальцев рук, суетливость в движениях, неловкость, чрезмерно высокое напряжение. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываем у детей умение регулировать силу и точность своих движений.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки в двигательной сфере, требуется длительное время, а также использование разнообразных форм и приемов обучения.

1. Любую работу начинаем с большими деталями и предметами, а затем переходим к более мелким. Это относится к работе с природным материалом, бумагой, пластилином.

2. Переходим от более пластичного материала к более твердому, от мягкой и тонкой бумаги – к более плотной, а затем и к картону.

3. Последовательно отрабатываем движения: сначала «рука в руке» для формирования мышечной памяти, затем поочередно отрабатываем все этапы формирования движения.

4. Для поддержания интереса регулярно меняем виды деятельности. При этом учитываем, что для закрепления навыков и перехода к самостоятельным движениям требуется длительное время.

Итак, правильно организованная работа по развитию мелкой моторики является важным элементом гармоничного развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок приобретает больше уверенности и изобретательности в движении руки. В процессе работы ребенок осваивает различные виды ручного художественного труда, развивает глазомер, творческие способности, активность, что очень важно для учебной деятельности. На занятиях по развитию мелкой моторики развиваются внимательность, точность и координация движений. Кроме того, занимательное содержание и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Аннотация к проекту по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования, а особенно детей с ограниченными возможностями.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Совместная деятельность по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №133 детский сад компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 мая 2016 в 20:04
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт познавательного развлечения «Праздник мороженого»
Цель:Совершенствовать знания о мороженом, его полезных и вкусных свойствах. Праздник мороженого ждали все ребята, им было очень интересно, какой же...
Фотозарисовка «Мои садовые цветы»
Фотоотчет « Мои садовые цветы». Доброе время суток! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свое увлечение – это выращенные мною цветы. Каждую весну...
Проект по ПДД во второй младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке»
Проект по ПДД во 2 младшей группе «Маленькие ножки шагают по дорожке» Актуальность: Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую...
Оформление группы «Рамки для продуктивной деятельности воспитанников»
Оформление группы Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Соболева Валентина Ивановна Рамки для продуктивной деятельности воспитанников Центр ИЗО...
Музыкально-спортивный батл «В гостях у морского царя Нептуна»
Доброго всем время суток дорогие коллеги. В августе, традиционно, мы празднуем день рождение группы. В этом году мы решили провести его в морской тематике...