Лучший педагог года

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Лариса Николаевна Королькова
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребенок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются вторыми оригиналами действительности, а первыми - образы окружающего его мира, т. е. язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок принял названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте -вещь как предмет познания и речи. Органы внешних чувств - орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Публикация «Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с ограниченными возможностями, например, детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соотнесении образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи.

Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь.

В результате обследования таких детей можно выделить ряд задач:

- Развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.

- Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.

- На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве, обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.

Следовательно можно определить следующее направления работы.

- Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога.

- Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (последующая рекомендация педагогам в какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).

-Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи.

Рекомендую использовать игры и упражнения на развитие слухового восприятия

=-«Кто разбудил Мишутку?». В той игре учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора.

=«Замри». Здесь мы учим выполнять действия согласно тексту.

=«Колпачок и палочка». Продолжаем учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: погремушку, неваляшку, барабан.

Предлагаю использовать так же игры и упражнения на развитие слуха.

=«Слушаем погоду». Учим слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

«Где прячется звук». Дать представление о том, что у каждой вещи есть свой голос - он живет практически в любом предмете.

«Что ты слышишь». Учим выделять звуки, характерные для определенного места ( на кухне: стук посуды, шипение готовящегося блюда на плите, плеск воды; в группе: ходьба, кашель, разговоры; в умывальной: полоскание горла, течение воды из крана, фырканье).

Необходимо использовать игры на различение ритмичности звучания, выполнять задания согласно ритму (частые или редкие хлопки, топот ног, моргание глаз).

Публикации по теме:

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровьяЗнакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 19:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД