Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

Елена Козлова
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, которое способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Дети с отклонениями в развитии (нарушениями речи) обучаются у нас в логопедических группах.

Интеграция детей с недостатками речи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонениями в развитии (нарушениями речи) остается под патронатом коррекционной педагогики: он обязательно получает коррекционную помощь. Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы ДОУ является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи.

Комплекс коррекционно-развивающей работы в логопедической группе создаётся с учётом особенностей психофизического развития детей данного контингента. В основу работы группы положен дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья. Специфика группы такова, что дети с отклонениями в развитии получают коррекционную помощь, которая реализуется под руководством учителя - логопеда, что помогает педагогу в организации воспитания и обучения ребёнка.

Общеобразовательные задачи реализуются с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Все эти задачи позволяют выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами. Это помогает мне правильно организовать коррекционно-развивающюю среду, где каждый элемент: подъём, гигиенические процедуры, занятия и игры детей строятся на принципах развивающего воспитания, итогом которого должна стать самостоятельная практическая деятельность во взрослой жизни.

Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большая роль, отвожу применению игровых технологий считая их наиболее эффективными. Цель использования игровых технологий это: социально-личностное развитие детей; повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.

В работе с такими детьми необходимо вызвать положительное отношение к деятельности, поддержать тему игры, подстраиваясь к индивидуальным особенностям, стараться вызвать ответные действия, через активизацию (вопросы, проблемные ситуации). По желанию детей вносятся изменения в правила знакомой игры, вводятся новые герои, дети проявляют своё творчество, учатся договариваться о распределении ролей, о сюжете игры.

Важной особенностью игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые технологии, направленные на развитие внимания. У дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому я учу детей, снова использую игровые приемы. Например, образовательной деятельности «Введение в математику» я использую игровую ситуацию «Найди такой же». В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» использую игровую ситуацию «Найди ошибку».

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Я использую игры «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используются дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий педагог развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В образовательную деятельность, также включаю технологии помогающие развитию речи, мелкой моторики, координации движений: пальчиковую гимнастику; звуковые игры и упражнения; игровой самомассаж; дыхательную гимнастику; релаксацию.

Создавая условия воспитания в ДОУ для детей с нарушениями в развитии (нарушения речи, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами речевого развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

Публикации по теме:

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровьяЗнакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Познавательная беседа «Наш край — Урал» для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Цель: систематизация и обобщение знаний детей о Южном Урале, как о родном крае. Задачи: 1. Расширять знания детей о разнообразии и красоте.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки»Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки» Цель: Развитие творческих способностей детей. Развитие детской изобразительной деятельности методом "Отпечаток" Задачи: Развивать эстетическое.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 15:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детская развивающая игра своими руками «Вязаная грядка с овощами»
Ирина Баринова Детская развивающая игра своими руками "Вязаная грядка с овощами". Сейчас в современном мире мы покупаем своим детям различные развивающие...
Фотоотчет с занятия аппликацией в подготовительной группе «Ваза с фруктами»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Разрешите представить Вам фотоотчет с занятия аппликацией на тему: "Ваза с фруктами"....
Система работы по выявлению и развитию способностей детей
Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты:  создание базы данных детей с разными способностями; ...
«Собери флаг». Дидактическая игра
22 августа наша страна отмечает знаменательную торжественную дату – День Российского флага. Государственный флаг России - это символ Родины: единства и...
Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма...
Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую очередь...