Получи документы

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ

Ирина Дудко
Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ

Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному учреждению.

Детский сад – первый и самый тяжелый период в жизни мамы и ребенка. Если вы решили, что пришло время отдавать ребенка в детский сад, то лучше готовить его к нему постепенно. Например, погуляйте рядом с садиком, расскажите про него как можно больше интересного, чтобы заинтересовать своего ребёнка.

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Чем меньше ребенок – тем ему легче будет адаптироваться. Но, конечно, в любом возрасте ребенку будет трудно и непривычно. Новая среда, новые люди, незнакомые дети, правила, режим и многое другое заставят его переживать и нервничать, а это плохо может отразиться на нежной детской психике [2].

Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию [4]. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.

Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

В связи с этим, нами была разработана система по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду :

1) когда родители приводят ребёнка в группу, воспитатель выходит навстречу, здоровается, обращается по имени и отчеству, представляется;

2) предлагает осмотреть группу, показывает игрушки и пособия, рассказывает, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать, лепить, петь и танцевать. Что ребёнок, если захочет, может принести из дома любимую игрушку;

3) обсуждает с родителями, как облегчить период адаптации.

Надо помнить, что первые контакты с ребёнком – контакты помощи и заботы. Ребёнок должен понять, что на воспитателя можно положиться, как на маму. Никогда нельзя кормить ребёнка насильно. Многие дети любят класть в постель любимые игрушки, если таковая есть, можно принести её в детский сад. Перед сном обязательно нужно посидеть с ребёнком, ласково погладить его. Можно потихоньку напеть колыбельную песню. Выбрать стиль общения индивидуально к каждому ребёнку, и не забывать, что ребёнок должен решить для себя, что воспитатель – как его вторая мама [1].

Дети уже многое умеют делать сами, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед нами стояли основные задачи адаптационного периода :

-охрана психического и физического здоровья детей;

- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

- установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка [3].

Работа по индивидуальному сопровождению детей в процессе адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду ведется по двум направлениям:

- взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации (разработана анкета для родителей, создан банк информации по проблеме адаптации, памятки);

- организация адаптационного периода (разработан индивидуальный лист адаптации на основе критериев адаптации детей к детскому саду, карта индивидуального сопровождения ребенка).

Мы поставили перед собой задачу осуществлять работу по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада :

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Работа с детьми в период адаптации :

1. Проведение мероприятий, направленных на поддержание и повышение иммунитета ребенка.

2. Индивидуальный режим ребенка.

- приход ребенка вместе с родителями во время прогулки;

- пребывание ребенка в группе в первые три дня по два часа, на четвёртый день-до двенадцати часов и далее оставляем на тихий час.

3. Организация развивающей предметно — пространственной среды: наличие уголков настроения и уединения, наличие ярких, интересных игрушек.

4. Создание благоприятного психологического климата в группе: называние детей по имени, которым его называют дома, использование тактильного контакта.

5. Организация детской деятельности: слушание музыкальных произведений, чтение потешек, чередование видов детской деятельности, создание у детей установок на предстоящие виды деятельности, спокойное проведение всех режимных моментов (нельзя заставлять детей что-то долго ждать, приучать детей активно участвовать в режимных моментах (все, что может ребенок выполнять сам, он выполняет самостоятельно, организовать совместную деятельность детей, особенно рисование, хороводные игры.

Работа с родителями.

- создание доверительных отношений с родителями;

- выработка единых требований к ребенку (со стороны родителей и педагогов);

- анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;

- индивидуальные беседы и консультации;

- оформление стендовой информации, памяток, буклетов.

Как мы видим, человеческий фактор преобладает над всеми остальными. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги запаслись терпением и душевной теплотой. Именно от поддержки, внимания взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или и дальше будет сторониться людей.

В адаптационный период важно проявить максимум терпения ко всем просьбам и даже капризам ребёнка, заслужить его доверие, найти возможность индивидуального общения с каждым ребёнком, познакомить детей друг с другом и установить правила общения.

Ребёнку нравятся в воспитателях доброта и отзывчивость, весёлое и доброе настроение, богатая фантазия, ласковое обращение.

Список использованной литературы:

1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст]. – М. : Просвещение, 2003 – 231 с.

2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст]. – М. : Практическое пособие, 2006 – 323 с.

3. Репина, Р. Б. Общение ребенка в детском саду и в семье [Текст]. – М. : Просвещение, 2001 – 134 с.

4. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст]. – М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 295 с.

Публикации по теме:

Особенности детей раннего возраста (2–3 лет) Каждый родитель воспитывая своего ребенка, хочет знать «А правильно ли я его воспитываю, как правильно мне с ним общаться на понятном.

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные.

Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Программа адаптации детей раннего возраста Пояснительная записка. Детский сад – особое место, и особое не потому, что новое, а потому, что это целый пласт интересной, неповторимой.

Игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста 1 слайд тема игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста. 2 слайд. адаптация - это время привыкания для малыша к.

Занятие для детей раннего возраста по адаптации «Прогулка в осенний лес» Занятие для детей раннего возраста по адаптации на тему: «Прогулка в осенний лес» Задачи: > создать положительный эмоциональный настрой.

Занятие в период адаптации для детей раннего возраста Занятие № 1 в период адаптации детей. Цели: Создать у детей доброе, радостное настроение, положительный настрой, чтобы детки, приходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 29 января 2016 в 06:03
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД