Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду

михеичева светлана сергеевна
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду

1 Слайд

Диагностика межличностных отношений дошкольников

Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние сверстников.

В процессе коллективной деятельности и общения дошкольники

усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками,

формируются нравственные качества,

складываются межличностные отношения.

Ребенок стремится получать знаки поддержки и любви со стороны сверстников, и его поведение будет принимать те формы, которые ими подкрепляются.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. У детей дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Главными мотивами общения становятся деловые и личностные качества

Я бы хотела рассказать про методики которые использую в своей практике.

2 Слайд

Социометрическая игра «День рождения»,

а также игра «Секрет» (Т. А. Репина)

Цель методики – выявлять систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

Социометрический метод позволяет выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.

3 Слайд

Следующая методика это

Тест «Два домика»

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

4 Слайд

Так же хорошо известная

Методика для исследования само- оценки -тест «Лесенка»

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка»имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

5 Слайд

Методика «Метод вербального выбора» (Е. О. Смирнова)

?Цель методики – изучение личностной сферы ребенка.

В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

• популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

• предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,

• игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками,

• отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)

6 Слайд

Проективная методика

«Моя любимая группа»

Цель методики – дает возможность изучить динамику отношений личности к группе. Дети изображаю себя в группе

Слайд

А сейчас мне бы хотелось остановиться по подробней на Методике Рене Жиля.

Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношенияребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7)воспитателем.

А так же показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

любознательность;

стремление к доминированию в группе;

стремление к общению с другими детьми в больших группах;

отгороженность от других, стремление к уединению;

социальная адекватность поведения. Видео ролик

Стимульный материал упрощенной методики состоит из картинок из 6 картинок и 15 тестовых заданий, на которых изображены дети, дети и взрослые, методика направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка.

после Лили стоп…. 7 Слайд

В заключительной серии проводилась методика рисунок «Я и мой друг в детском саду»

Методика направлена на выявление внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.

методика рисунок «Я и мой друг в детском саду» - в детской психологии широко используются графические методы. Графические методы относятся к группе проективных, поскольку дают ребенку возможность самому проецировать аспекты своей внутренней жизни на рисунок и по-своему интерпретировать реальность. Очевидно, что полученные результаты детской деятельности в значительной мере несут на себе отпечаток личности ребенка, ее настроения, чувства, особенностей представления и отношения.

Детям предлагалось лист белой бумаги, карандаши, в которых имелось шесть основных цветов. Перед началом рисования я проводила с ребенком короткую беседу,задавая ему следующие вопросы:

«У тебя есть друг в детском саду?

А кто для тебя самый лучший и близкий друг? Видео ролик с Иннесой

Когда рисунок закончен,я выясняла у ребенка:

«Кто изображен на рисунке?»,

«Где твой друг на рисунке, а где ты?».

В случае необходимости задавались и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.

При анализе результатов обращала внимание на соотношение характера изображения образа себя и друга. А также обращала внимание на размер изображенных персонажей, поскольку он выражает субъективную значимость персонажа для ребенка, т. е. какое место занимают в данный момент в душе ребенка отношения с этим персонажем.

В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником.

8 слайд Рисуноки

Таким образом,в ходе исследования были выделены следующие выводы:

Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.

Рисунки мне позволяют определить ход дальнейшей диагностики с некоторыми из детей, с которыми придется по работать по коррекционной - развивающей программе.

Публикации по теме:

Оформление детских игровых уголков в детском садуОформление детских игровых уголков в детском саду Предметно-развивающая среда в детском саду необходима, как воздух человеку. Ребёнок развивается в игре. Создание предметно-развивающей среды.

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 21:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Коллективная работа по объемной аппликации «Лебеди на озере» в подготовительной группе
В этой работе удобно собрать озеро из волнистых полосок разных оттенков голубого и синего цвета. Приклеить их на лист, начиная с верхнего края озера. Клей...
Детский мастер-класс по изготовлению открытки «День бабушек и дедушек»
Сегодня в нашей стране отмечается "День бабушек и дедушек". Мы со своими малышами решили приготовить для них небольшие подарки-сделать открытки. В силу...
Фотоотчет «Чудеса Осени»
Осень не зря называют золотой порой, ведь ее дары - это кладовая для развития детей разного возраста. Дошкольники очень любят мастерить поделки вместе с...