Алевтина Никитенко
Диагностика уровней развития нравственных качеств по методикам Фридман Л. М., Немова Р. С
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровней развития нравственных качеств по методикам Фридман Л. М., Немова Р. С.
Обследование уровней развития нравственных качеств по методикам Л. М. Фридман и Немова Р. С. проводится по следующим критериям:
Публикация «Диагностика уровней развития нравственных качеств по методикам Фридман Л, М,, Немова Р, С» размещена в разделах
1. Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным, отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).
2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах.
3. Наличие у воспитанников этих качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.
На основании совокупности этих показателей можно определить три уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)
Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним. Эти дети имеют обобщенные, часто ошибочные представления о гуманных качествах, их роли в жизни людей, неправильно оценивают смысл ситуаций, не объясняют причины поведения и настроения людей. По отношению к сверстникам они не проявляют позитивных эмоциональных переживаний. В отношениях с ними часто проявляют агрессивность, эгоизм, не объясняя причин собственного поведения и настроения. Их эмоциональные переживания часто имеют негативную окраску и не адекватны по отношению к сложившейся ситуации. Эти воспитанники не стремятся оказывать помощь и заботу (помощь оказывают редко и в тех случаях, когда преследуют личные интересы). Они не испытывают радости и удовольствия от взаимопомощи и заботы, не прощают обидчикам (за исключением родных и друзей). Эти дети не стремятся к участию в общих делах, часто проявляют несогласие с мнением других детей, не стремятся поделиться чем-нибудь с ними. Их поступки не соответствуют суждениям, они не руководствуются имеющимися знаниями в практической деятельности.
Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, такие как переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии. К этому уровню относятся дошкольники, не имеющие ясного представления о проявлениях гуманных качеств в жизни людей. Они не всегда правильно оценивают смысл различных ситуаций, затрудняются в оценке конфликтных ситуаций. Воспитанники могут проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость по отношению к окружающим (близким, сверстникам, но эти проявления ситуативны, зависят от их личных интересов. Дети не всегда объясняют причины собственного эмоционального состояния, проявляют неадекватность эмоциональных переживаний. Чувство радости и удовольствия от оказания помощи другим выражают слабо. Дети ситуативно проявляют согласие, сотрудничество в совместной деятельности, чаше согласовывают свои действия с друзьями. Они могут простить обидчику, если это близкий друг или родственник. Воспитанники могут поделиться чем-то со сверстниками, друзьями, но не бескорыстно. Они не всегда проявляют помощь, чуткость, заботу, чаще эти проявления обнаруживаются по отношению к родным. Их поступки не всегда соответствуют суждениям, имеющиеся знания зачастую не применяют на практике.
Высокий уровень. К этому уровню относятся воспитанники, знающие о проявлениях гуманных качеств в жизни людей, умеющие правильно оценивать различные ситуации (в том числе конфликтные, правильно понимающие и аргументирующие причины поведения и настроения других людей. Эти дети всегда проявляют сочувствие, сопереживание, сорадость по отношению к сверстникам. Осознают причины собственного эмоционального состояния и состояния других людей, умеют адекватно ситуации выражать свои чувства. Воспитанники всегда испытывают чувство радости и удовольствия от оказания помощи другим, от совместной деятельности со сверстниками. Они умеют сотрудничать, согласовывать свои действия с товарищами, готовы простить обидчику, бескорыстны в оказании помощи, всегда помогают обиженному. Эти дети всегда готовы прийти на помощь. Они умеют применять имеющиеся знания в различных ситуациях, их суждения всегда соответствуют поступкам