Галина Сергеевна Филиппова
Дидактическая игра «Фруктовый сад» для группы раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Фруктовый сад» - дидактическая (настольно-печатная) игра по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром).
Актуальность:
Многие дети дошкольного младшего возраста затрудняются ответить на вопрос, где растет тот или иной фрукт, затрудняются в делении на фрукты и овощи. Поэтому в данной игре данное решение проблемы рассматривается через развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.).
Публикация «Дидактическая игра „Фруктовый сад“ для группы раннего и младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Фруктовые деревья, фруктовый сад
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2021
Значимость игры заключается в её многовариантном подходе, имеющем развивающее и обучающее значение:
- в формировании навыка ориентировки предметов по высоте на глаз;
- в активизации словаря через закрепление понятий «овощи» и «фрукты»;
- в развитии познавательного интереса при ознакомлении с окружающим миром и элементарных экологических представлений;
- в формировании элементарных математических представлений - закрепление понятий «много», «мало», цвет, форма, количественный счет (для детей, которые умеют или хотят считать).
Цели дидактической игры:
1. Формировать представление детей о разнообразии фруктов и фруктовых деревьев, форме фруктов.
2. Учить различать и находить разницу в том, на каких деревьях растут плоды и где растут овощи, в каком количестве.
3. Активизировать словарь, развивать память, наблюдательность, внимание.
4. Воспитывать познавательный интерес, элементарные экологические представления.
5. Развивать сенсомоторные качества младших дошкольников.
Задачи дидактической игры:
1. Уточнение представлений детей о деревьях и их плодах.
2. Расширение и активизация словаря.
3. Формирование элементарных математических и экологических знаний.
4. Создание условий для совместной игровой деятельности.
Оборудование дидактической игры:
- изображение трех фруктовых деревьев (яблони, груши, сливы);
- 3 вида фруктов из картона (красного, желтого, синего цвета) – яблоко, груша, слива;
-1 вид фрукта из картона (коричневого цвета) – яблоки, которые начинают увядать;
- червяк из картона (зеленого цвета);
-3 коробочки из картона (желтого, красного, синего цвета);
- 2 вида овощей из картона (оранжевого и зеленого цвета) – морковь, огурец
Варианты игры «Фруктовый сад».
1.«Что растет на деревьях, а что нет?»
Цель: систематизировать знания детей о фруктах и овощах. Закрепить в речи детей обобщающие слова «овощи» и «фрукты» и их названия.
2. «Что за фрукты растут на дереве и как называется это дерево»
Цель: развитие речи, активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко - яблоня и т. д.); закрепление понятий «выше», «ниже» (груша выше, чем яблоня и слива и т. п.).
3.«Много-мало»
Цель: Дать представление о понятиях «много», «мало», учить детей пользоваться ими, закрепить количественный счет (по желанию детей).
4. «Назови, какого цвета фрукт»
Цель: Закрепить знание детей о цвете. Дать представление о завядающих фруктах, которые вовремя не собрали.
Ход игры.
1.«Что растет на деревьях, а что нет?»
Правила игры:
- На высоком дереве растут груши. Они похожи по форме на большую лампочку. Разложите груши на высоком дереве.
А на низком дереве растут яблоки. Они круглые и большие. Разложите яблоки на низком дереве.
А ещё на низком дереве растут сливы. Они круглые, но маленькие. Разложите сливы.
- У нас здесь еще есть морковь и огурец. А на каких деревьях растут они?
Правильно, они растут на грядках в огороде, и значит это – овощи, а груша, яблоки и слива – это фрукты.
- А теперь давайте соберем фрукты с деревьев в корзинки. В одну корзинку – груши, похожие на лампочку, в другую – яблоки, большие и круглые, и еще в одну – сливы, маленькие и круглые.
А морковь и огурцы мы тоже кладём в корзинку? Нет, потому что это овощи.
2. «Что за фрукты растут на дереве и как называется это дерево»
Правила игры:
- На самом высоком дереве растут груши. Дерево тоже называется груша. Разложите груши на дерево - грушу – самое высокое.
На дереве пониже растут сливы. Дерево тоже называется слива. Разложите сливы на дерево - сливу.
Еще на одном невысоком дереве растут яблоки. Дерево называется яблоня. Разложите яблоки на дерево - яблоню.
- Груша выше яблони и сливы. Слива ниже груши. Яблоня ниже груши.
3.«Много-мало»
(предварительно разложить на фруктовые деревья плоды)
Правила игры:
- На дереве груше много груш? Да, много.
На дереве яблоне много яблок? Да, много.
На дереве сливе много слив. Нет, мало.
-А теперь давай соберем груши в корзинку, одну оставим. Груш стало мало, как слив?
Теперь соберем яблоки, одно оставим. Яблок тоже стало мало, как и слив?
(С детьми, желающими и умеющими считать, можно пересчитать количество фруктов с начала игры и в конце игры, по вариативности игры, придуманной воспитателем).
4. «Назови, какого цвета фрукт»
Правила игры:
(предварительно разложить на фруктовые деревья плоды. Под яблоню положить завядшие фрукты)
- Когда все фрукты созревают, мы начинаем их собирать.
Груши желтого цвета. Соберем их в желтую корзинку.
Яблоки красного цвета. Соберем их в красную корзинку.
Сливы синего цвета. Соберем их в синюю корзинку.
- Смотрите, а что это лежит под яблоней? Коричневое яблоко. Почему оно стало таким? Потому что его вовремя не убрали, оно стало увядать и упало, и теперь в нём поселился червяк. Когда червяк доест это плохое коричневое яблоко, он залезет на дерево и останется там жить (сопровождать показом того, как червь лезет на дерево). А в следующем году будет есть хорошие и вкусные красные яблоки. Посмотри внимательно, мы все яблоки убрали? Все. А плохое коричневое нужно выкинуть.
-А теперь давай разложим фрукты обратно.
Груши, желтые, на это дерево, высокое.
Яблоки, красные, на это дерево пониже.
Сливы, синие, на это дерево.