МААМ-картинки

Дидактическая игра как метод ознакомления детей с окружающим миром

Ирина Дорош
Дидактическая игра как метод ознакомления детей с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Природа – наше богатство. Это окружающий нас мир, прекрасный и удивительно многообразный. Это растения и животные, реки и моря, солнце и облака, не созданные руками человека. Это и сам человек!

Природа бывает живая и не живая.

Живая природа – это животные, растения, человек. Все что растет, питается, дышит и размножается.

Неживая природа – это воздух, вода, камни, звезды, земля.

Публикация «Дидактическая игра как метод ознакомления детей с окружающим миром» размещена в разделах

Ребенка с самого рождения окружает мир родной природы, он наблюдает за жизнедеятельностью растений, животных и человека – это могущественный источник, из которого он черпает знания и впечатления. Интерес к окружающему миру появляется очень рано, дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир, стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если можно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Именно в дошкольный период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

I Экологическое воспитание в дошкольном периоде.

Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует - и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения - для своей пользы. И пользуясь всем, чем богата Земля, человек должен знать, как не навредить ей.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от жителей Земли понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к ней стали актуальной проблемой для всех. Помочь человеку в понимании этой проблемы должна наука «Экология». В переводе с греческого означает «изучение дома».

Земля - наш общий дом.

Обострение Экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания и культуры природопользования.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и окружающим людям. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Основными задачами экологического воспитания являются:

- расширение представлений о растительном и животном мире;

- правила поведения в природе;

- бережного отношения к своему здоровью;

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Ярким проявлением отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в его деятельности элементов экологической информации служат показателем его отношения к миру природы, оно бывает различным: у одних может преобладать познавательный компонент, у других – гуманистический или эстетический. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра.

II. Игра – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном периоде.

Она доставляет радость и удовольствие ребёнку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного развития. Игры способствуют развитию мелкой моторики, психическим процессам как внимание, мышление, память, воображение. С её помощью развиваются те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых в дальнейшей жизни.

Игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

II.1 Дидактическая игра.

Среди многообразия игр для дошкольников, особое место принадлежит дидактическим играм.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, выделяются следующие элементы:

1. Дидактическая задача.

2. Правила игры.

3. Игровые действия.

4. Заключение, подведение итогов.

Дидактическая задача - определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется воспитателем и отражает его обучающую и воспитательную деятельность.

Правила игры – обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил воспитатель управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей.

Игровые действия – основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игрой замыслом и исходят из него.

Подведение итогов - проводится сразу по окончании игры. Выявляются сильные и слабые стороны элементов игры.

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и подразделяются:

ПО СОДЕРЖАНИЮ: интеллектуальные - математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие при ознакомлении с окружающим миром.

ПО ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ : словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с природным материалом.

ПО ХАРАКТЕРУ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ:

игры – путешествия, игры – предложения, игры - поручения, игры – загадки, игры – беседы.

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ : эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах; как игры – занятия, и дидактические игры в самостоятельной игровой деятельности. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

1. С помощью игр – занятий, воспитатель передает определённую информацию, формирует представления. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра как формирование обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игрового процесса. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

2. Дидактическая игра - как самостоятельная деятельность. Сама игровая деятельность осуществляется лишь в том случае если, дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям. Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, которые использовались на занятиях, или во фронтальной работе с несколькими детьми, или в индивидуальной работе воспитателя. С охотой берутся за освоение новой дидактической игры.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Увлекательные дидактические игры создают у детей старшего возраста интерес к решению умственных задач, повышают способность к произвольному вниманию и памяти, обостряют наблюдательность, развивают мышление и воображение. Воспитатель только организует и направляет игру, выступая в роли советчика – именно это является принципиальным в провидении дидактической игры у детей пяти, шести лет. Эти игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Дети, играя, осваивают определённые знания, учатся общению с взрослыми и друг с другом. Дети старшего возраста уже обладают достаточными знаниями об окружающем мире, их следует закреплять в обобщающих представлениях, учить классифицировать и группировать предметы, явления и т. д. Успешному проведению занятий с дидактическими играми способствует умелое руководство воспитателя детьми.

Эмоциональная сторона - это важное условие проведения игры. Воспитатель своим эмоциональным настроем должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Успех провидения игры обеспечен, если игра доставляет детям удовольствие.

II.2 Дидактическая игра – как метод ознакомления детей 5-6 лет с окружающим миром.

При ознакомлении детей с природой и окружающим миром на своих занятиях я так же использую дидактические игры. Игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

В процессе общения с природой в игровой форме у моих детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Методика проведения занятий подчиняется задачам «Программы воспитания и обучения детей в детском саду». Интеграция разных разделов программы: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изодеятельность, музыкальные занятия, спортивные занятия; позволяет формировать у детей элементарные представления по экологии.

При планировании работы с детьми опираюсь, прежде всего, на индивидуальные особенности каждого ребёнка своей группы, на уровень их развития и практический опыт по ознакомлению их с окружающей действительностью. Применяя на занятиях игры, я стараюсь создавать такие ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка, при этом получая не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делать собственные выводы и заключения. Я считаю, что таким образом знания по экологии используются детьми активнее, а это намного эффективнее, чем давать им готовые советы и запреты.

При разработке и проведении дидактических игр я придерживаюсь следующего:

- для расширения и углубления экологических представлений детей старшего возраста, использую игры с учётом уже сформированных знаний об окружающем.

- игра должна показать многообразие и разнообразие - природных объектов, рассказать о растениях и животных как живых организмах ; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе между живой и неживой природой; о человеке, как части природы; о правилах поведения в природе.

- игра должна показать человека – как часть природы, показать его не только потребителем, но и созидателем.

- научить детей культуре поведения в природе.

- игра должна пробуждать у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе и направляют усилия на познавательную деятельность.

На занятиях использую;

СЛОВЕСНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры : которые не требуют особенного оборудования и условий, могут проводиться на прогулке. проводятся они с целью закрепления полученных знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, мышление, сообразительность и связную речь («Закончи предложение…», «Кто летает, бегает, плавает?».)

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ: (семена растений, листья, камушки, шишки т. д.) В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение («От какого дерева листочек?»).

Так же использую ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ: В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их. Игры с предметами дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков («Вершки и корешки», «Волшебный мешочек».)

НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ игры: - эти игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, такие игры я, стараюсь, использовать повседневно, либо на занятиях, или детьми в свободное время «Ботаническое лот». «Дикие и домашние животные».

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: - наряду с дидактическими играми я часто использую игровые упражнения, в основном на занятиях, они занимают мало времени и не требуют, особенной подготовки они помогают развивать усидчивость, внимание, наблюдательность.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Они включают в себя систематический уход (организация дежурств) за растениями и животными уголка природы; труд на участке детского сада (в огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой. Такая деятельность должна быть систематической. Она приучает детей думать и реально заботиться о братьях меньших, находящихся в одном жизненном пространстве. Серия дидактических игр экологической деятельности отличается занимательностью и динамичностью, в основном содержат элементы подвижных игр. Целью этих игр является то, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ игры – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследования педагогов и психологов выявили структура сюжетно-ролевой игры, которая включает такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. Главное условие этих игр – наличие у детей знаний о той или иной стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. В своей работе использую сюжетно-ролевые игры, самостоятельно выбранные детьми, и игры, с предлагаемым мной сюжетом и проходящие под моим руководством. С помощью игровой обучающей ситуации успешно решаются различные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ. Эти игры разнообразны и очень любимы детьми т. к. отправиться можно на выставку, на экскурсию, в зоопарк, в поход в путешествие можно куда угодно, не выходя из сада. Эти игры объединяет то, что дети, посещая, интересные места в игровой форме получают новые знания о природе и окружающем их мире. В каждом конкретном случае я, как экскурсовод, продумываю сюжет таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников. Стараюсь специальными, разнообразными приёмами поддерживать воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает. Дети принимают непосредственное участие, они не только слушают экскурсовода, но и задают интересующие вопросы, рассуждают, добавляют к рассказу свои наблюдения и т. д.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ деятельность. Познакомить детей со всем, что его окружает на Земле, рассказать и показать свойства воды, воздуха, почвы иметь представление о применении всего этого в жизни человека и как сохранить всё это для дальнейших поколений, для этого применяются практические задания для самостоятельной деятельности, под руководством воспитателя. И очень важно, что ответы дети могут получить сразу по окончании опытов. Дети любят экспериментировать с различными веществами, проводить опыты с водой, песком, снегом и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миромДидактическая игра для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, знакомства с окружающим миром Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новой игрой,которая помогает развивать мелкую моторику,сенсорные способности.

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники»Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе «Деревья и кустарники» Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром во второй младшей группе "Деревья и кустарники". На занятиях, прогулках и экскурсиях.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Обучающая игра для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Украсим Ёжика»Обучающая игра для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Украсим Ёжика» Цель: Познакомить детей с животным ежом, особенностями его жизни, - учить детей моделировать покров ежа при помощи счетных палочек развивать.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра как метод ознакомления детей с окружающим миром
Опубликовано: 15 мая 2020 в 23:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как метод ознакомления детей с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дорош (УИ 71456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД