Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников

Елена Панченко
Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников

Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют впечатления детей от общения с людьми. Мировосприятие ребёнка определяется той или иной информацией, которую он получает по телевидению, из окружающего мира.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников» размещена в разделах

Дошкольнику несвойственна созерцательность. Он стремится к активному взаимодействию с предметами, старается познать его отличительные особенности. Но это же и порождает у ребенка вопросы на которые он не сможет самостоятельно ответить. Поможем же мы,педагоги, проникнуть в суть доступных явлений, приоткроем тайны растительного и животного мира,

сформируем у детей правильное отношение к общественной жизни, систематизируем и углубим знания о Родине, людях разных профессий, о нормах поведения и т. д.

Дидактическим играм в настоящее время уделяется большое внимание, т. к. это сложное многоплановое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Социализация» и т. д.

Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания и игровых организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание сформировано как цель, т. е. чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступном ребенку задании в игровой форме, которая заинтересовывает ребенка и побуждает выполнять правила игры. В правилах игры заложен более глубокий смысл-познание мира и реализация потенциала ребенка, использование возможностей возраста, развитие интегративных качеств «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми навыками и умениями», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Детям же правила важны для решения игровой задачи и для достижения успеха.

Каждый из структурных компонентов имеет своё особое исключительное назначение, а главное - вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность, позволяет им быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями, принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе, развивать умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, применять самостоятельно усвоенные знания, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Педагог учит и играет, а дошкольники, играя учатся. Важно обрести в общении с детьми демократичный стиль общения, который важен для развития интегративных качеств ребёнка, развития его потенциала, творческих способностей, использование возможностей возраста. Создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует независимости мышления детей, аргументированно видеть свои недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Для развития интегративных качеств нам, педагогам, следует отказаться от привычки «говорить детям», а научиться разговаривать с ним. Создать благоприятные условия для реализации разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни. Эти игры описаны в разных методических пособиях по определённому разделу работы. Так же дидактические игры способствуют для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться, но не всегда хотят выполнять все требования. Через усвоение игровых заданий, а следовательно с помощью дидактических игр воспитатель способствует развитию интегративного качества» Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. " На протяжении своего детства дети усваивают - нельзя не выполнять правила игры. Большое значение для развития этого интегративного качества имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения. Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если развитию интегративных качеств не придается должного внимания, то в центре может оказаться выигрыш. Но в центре игры должна быть честность, справедливое отношение друг к другу, ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, способность планировать свои действия и др. так и отрицательные – несоблюдение правил поведения, неприятие образовательного процесса, неспособность применять усвоенные знания, эгоизм. Так с помощью игр выявляются компоненты, которые недостаточно развиты, требующие работу специалистов или помощь педагога. Посредством этих же игр воспитатель «устраняет» нежелательные проявления в характере своих воспитанников, в развитии интегративных качеств. В последнее время родители стали больше уделять внимания развитию детей, они пытаются научить их считать, читать, записывают их во всевозможные кружки, загружая его память и обучая его по образцу. В то же время они не всегда понимают важность развития интегративных качеств ребёнка, реализации потенциала ребёнка. Родители должны знать о значении интегративных качеств, о приемах их развития. Только тесный контакт через родительские собрания, совместное проведение мероприятий, индивидуальные беседы расширят возможности развития дошкольников. Однако существуют такие родители, которые считают, что развитие способностей и возможностей детей удел профессионалов. Дети таких родителей и составляют основной контингент дошкольников наших детских садов. Таким родителям следует объяснять, что без взаимодействия в семье невозможно добиться положительных результатов в формировании культуры ребенка, развитии способностей управлять своими эмоциями, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, потребности следовать правилам поведения, проявлять сострадание, сочувствие и бескорыстную помощь. Родителям следует напоминать, что для развития интегративных качеств проводить общение с детьми при помощи положительных эмоций, что является основой доверительного отношения друг к другу и раскрывает детский потенциал. Одной из форм на благо развития интегративных качеств являются дидактические игры в семье. Игровая деятельность детей и родителей не только сближают их, приносят удовлетворение от результатов сотворчества, но и позволяет увидеть своего ребёнка с необычной стороны. Родителям следует рекомендовать помочь ребенку в выборе друзей для совместного проведения дидактических игр, продумать содержание, определить задачи, игровые правила и действия, которые будут способствовать развитию силы воли, использовать свои знания, делать правильные умозаключения, учатся достойно проигрывать, помогать друг другу, что является важными факторами подготовки к жизни в современном обществе.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Электронная книга для детей «Приключения Незнайки в цветочном городе» Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2013 в 13:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД