Елена Панченко
Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют впечатления детей от общения с людьми. Мировосприятие ребёнка определяется той или иной информацией, которую он получает по телевидению, из окружающего мира.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития интегративных качеств дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Дошкольнику несвойственна созерцательность. Он стремится к активному взаимодействию с предметами, старается познать его отличительные особенности. Но это же и порождает у ребенка вопросы на которые он не сможет самостоятельно ответить. Поможем же мы,педагоги, проникнуть в суть доступных явлений, приоткроем тайны растительного и животного мира,
сформируем у детей правильное отношение к общественной жизни, систематизируем и углубим знания о Родине, людях разных профессий, о нормах поведения и т. д.
Дидактическим играм в настоящее время уделяется большое внимание, т. к. это сложное многоплановое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Социализация» и т. д.
Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания и игровых организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание сформировано как цель, т. е. чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступном ребенку задании в игровой форме, которая заинтересовывает ребенка и побуждает выполнять правила игры. В правилах игры заложен более глубокий смысл-познание мира и реализация потенциала ребенка, использование возможностей возраста, развитие интегративных качеств «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладевший необходимыми навыками и умениями», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Детям же правила важны для решения игровой задачи и для достижения успеха.
Каждый из структурных компонентов имеет своё особое исключительное назначение, а главное - вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность, позволяет им быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями, принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе, развивать умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, применять самостоятельно усвоенные знания, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Педагог учит и играет, а дошкольники, играя учатся. Важно обрести в общении с детьми демократичный стиль общения, который важен для развития интегративных качеств ребёнка, развития его потенциала, творческих способностей, использование возможностей возраста. Создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует независимости мышления детей, аргументированно видеть свои недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Для развития интегративных качеств нам, педагогам, следует отказаться от привычки «говорить детям», а научиться разговаривать с ним. Создать благоприятные условия для реализации разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни. Эти игры описаны в разных методических пособиях по определённому разделу работы. Так же дидактические игры способствуют для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные возможности. Ведь младшие дошкольники ещё не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться, но не всегда хотят выполнять все требования. Через усвоение игровых заданий, а следовательно с помощью дидактических игр воспитатель способствует развитию интегративного качества» Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. " На протяжении своего детства дети усваивают - нельзя не выполнять правила игры. Большое значение для развития этого интегративного качества имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения. Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если развитию интегративных качеств не придается должного внимания, то в центре может оказаться выигрыш. Но в центре игры должна быть честность, справедливое отношение друг к другу, ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, способность планировать свои действия и др. так и отрицательные – несоблюдение правил поведения, неприятие образовательного процесса, неспособность применять усвоенные знания, эгоизм. Так с помощью игр выявляются компоненты, которые недостаточно развиты, требующие работу специалистов или помощь педагога. Посредством этих же игр воспитатель «устраняет» нежелательные проявления в характере своих воспитанников, в развитии интегративных качеств. В последнее время родители стали больше уделять внимания развитию детей, они пытаются научить их считать, читать, записывают их во всевозможные кружки, загружая его память и обучая его по образцу. В то же время они не всегда понимают важность развития интегративных качеств ребёнка, реализации потенциала ребёнка. Родители должны знать о значении интегративных качеств, о приемах их развития. Только тесный контакт через родительские собрания, совместное проведение мероприятий, индивидуальные беседы расширят возможности развития дошкольников. Однако существуют такие родители, которые считают, что развитие способностей и возможностей детей удел профессионалов. Дети таких родителей и составляют основной контингент дошкольников наших детских садов. Таким родителям следует объяснять, что без взаимодействия в семье невозможно добиться положительных результатов в формировании культуры ребенка, развитии способностей управлять своими эмоциями, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, потребности следовать правилам поведения, проявлять сострадание, сочувствие и бескорыстную помощь. Родителям следует напоминать, что для развития интегративных качеств проводить общение с детьми при помощи положительных эмоций, что является основой доверительного отношения друг к другу и раскрывает детский потенциал. Одной из форм на благо развития интегративных качеств являются дидактические игры в семье. Игровая деятельность детей и родителей не только сближают их, приносят удовлетворение от результатов сотворчества, но и позволяет увидеть своего ребёнка с необычной стороны. Родителям следует рекомендовать помочь ребенку в выборе друзей для совместного проведения дидактических игр, продумать содержание, определить задачи, игровые правила и действия, которые будут способствовать развитию силы воли, использовать свои знания, делать правильные умозаключения, учатся достойно проигрывать, помогать друг другу, что является важными факторами подготовки к жизни в современном обществе.