Олеся Тараканова
Дидактическая игра как средство воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основной проблемой воспитания детей я считаю дидактическая игра, как средство воспитания дошкольников.
Дидактические игры – это один наиболее распространённых в дошкольном образовании вид игр с правилами. Основная цель дидактической игры – решение конкретных обучающих задач. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Публикация «Дидактическая игра как средство воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
Дидактическая игра выступает игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка.
Структура дидактических игр.
Дидактические задачи (замысел) и содержание дидактических игр определяются целью непосредственно образовательной деятельности. Я считаю что, педагогу важно овладеть умением чётко и конкретно формулировать обучающие задачи каждой дидактической игры в соответствии с конкретной игровой ситуацией, а так же возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры («Узнаем, что в чудесном мешочке?», «Что бывает такого цвета»). Интерес к игре стремление выполнить дидактическую задачу активизируется игровыми действиями. Я использую разнообразные и содержательные игры, и игра интересна детям и успешно решаются познавательные и игровые задачи. Для этого я учу детей игровым действиям. При этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям я осуществляю через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и другие способы.
Дидактические игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самостоятельными, поскольку их игровое содержание изначально задано взрослыми (педагогами, родителями).
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры, что, в свою очередь, обуславливает характер и способ игровых действий, организует и направляет поведение детей, регулирует взаимоотношения между детьми и педагогом. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре, дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Я осторожно пользуюсь правилами, поскольку введение многих правил и их выполнение детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам, снижает интерес к игре и даже разрушает её.
В процессе дидактической игры внимание ребёнка сфокусировано на выполнение игровых действий. Дидактическая задача при этом ребёнком может не осознаваться. Дидактическая игра – это игра самих детей, которая для педагога выступает не столько игрой, сколько формой организации обучения.
Материальным центром дидактической игры являются игрушки, игровые пособия, бытовые предметы и природные материалы. Они поднимают содержание дидактических игр на более высокий уровень, разнообразят правила игры, игровые действия и помогают педагогу успешнее решать дидактические задачи. Игрушка- предмет специально предназначенный для детских игр. Игрушка расширяет кругозор, воспитывает интерес к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности. Дидактические игрушки предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения детей. В нашей группе мы собрали народно-дидактические игрушки: разноцветные шары, пирамиды, матрёшки, грибы, бочонки, мелкие игрушки (вкладыши, бирюльки, и разнообразные игрушки для конструирования – мозаика, палочки и д. р.
Мною было разработано игровое пособие «Кукла – трансформер».
Пособие: «Кукла-трансформер».
Цель: На игровой основе создать у детей атмосферу радости. Закреплять у детей представление о знакомой игрушке (кукла-трансформер, знать её назначение. Закрепить умение пользоваться куклой – трансформер.
Интегрированные задачи
познавательные: развивать умение ориентироваться в расположении частей тела куклы – трансформер, различать пространственные направления: вверху- внизу. Побуждать детей к созданию разных вариантов куклы – трансформер (кукла – в простой одежде, кукла – в нарядной одежде).
коммуникативные: формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить говорить от имени героя куклы-трансформер (Золушка).
социально-личностные: развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Поощрять участие детей в совместных играх с куклой – трансформер. Развивать интерес к различным видам игр.
безопасность: объяснить детям, что с игрушкой – трансформер нужно играть по очереди, бережно относится к игрушке.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оснащение: Кукла-трасформер выполнена из цветных шерстяных ниток розового, жёлтого, фиолетового, серого, красного и оранжевого цветов. Кукла изготовлена с помощью вязания крючком.
В игрушку входят красный платок, белый фартук, коронка и платья разного вида:
Платье фиолетового цвета с заплатками по всему принту.
Платье розовогоцвета украшенное красным бисером.
Предварительная работа: чтение сказки «Золушка», рассматривание иллюстраций к сказке «Золушка». Поход в театр на представление сказки «Золушка».
Вариативность в применение: в игровой деятельности :
Организованная-образовательная деятельность: знакомство со сказками. (познание, коммуникация, социализация).
Совместная деятельность детей и взрослых: составление атрибутов и создание комнаты для «Золушки».
Самостоятельная деятельность детей: деятельность детей с куклой-трансформер «Кукла стирает», «Кукла убирается», «Кукла танцует».
Как использовать куклу-трансформер:
Первый раз когда демонстрируется кукла, детям сообщается, что это не просто кукла, а кукла-трансформер. Что с помощью платья кукла превращается из бедной Золушки в принцессу и обратно.
У детей выясняют, что они знают о Золушке.
Детям показывают как можно играть с этой куклой. Что «переодев куклу» в простое платье она будет убираться, готовить кушать, мыть посуду. Перевернув куклу, дети могут с нарядной куклой танцевать.
Детям показывают театральное представление «Золушка». Где главным героем является кукла-трансформер.
У детей выясняют, чтобы они хотели сделать для этой куклы.
В процессе совместной с педагогом деятельности, дети придумывают комнату для куклы-трансформер, обустраивают её мебелью, создают из подручных материалов посудку.
И обыгрывают новые сооружения в различных ситуациях.
Игровые действия – это основа дидактической игры, средство реализации игрового замысла и способ выполнения игровой задачи. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игровая деятельность детей и успешнее её результат. Дидактические игры разнообразны, поэтому игровые действия в них различны.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении различных знаний, в развитии познавательной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих оставшихся частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их содержания, чёткую постановку задач, определение места и роли в целостном учебно-воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Внимание педагога направляется на развитие и педагогическую поддержку познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, выполнение различных игровых действий.