ирина эккерт
Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБС (К)ОУ с. Малый Толкай
Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай»
Методическая разработка.
Выполнила: воспитатель Эккерт Ирина Валентиновна,
ГБС (К)ОУ с. Малый Толкай
2012-13 уч/год
Содержание
Введение …. …2.
Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай»….4.
Содержание деятельности ….5.
Заключение…6.
Публикация «Дидактическая игра „Поезд едет на Алтай“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Дидактические игры
- Железная дорога, поезд
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Список литературы…. 7.
Приложение…8.
Введение.
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий.
Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
• игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
• игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
• игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры :
• дидактическая задача;
• игровые действия;
• правила игры;
• результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактическая игра «Поезд едет на Алтай».
Эта дидактическая игра очень хорошо уживается с "серьезным" учением. Включение игры в процесс самоподготовки школьников с ОВЗ делает выполнение домашнего задания интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в закреплении учебного материала.
Цели:
• обучающая: обогащение словаря;
• развивающая: развитие речи, навыков анализа и синтеза, воображения, познавательного интереса, творческой активности учащихся;
• воспитывающая: воспитание взаимной ответственности за результаты учебного труда.
Тема, на которую рассчитана эта игра :
игра используется как занимательный материал на самоподготовке перед выполнением домашнего задания по русскому языку при изучении тем «Имя существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Простое и сложное предложение с союзами А, НО, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА».
Возраст: 7-16 лет.
Цель, которая достигается с помощью этой игры:
закрепление пройденного на уроке русского языка материала и формирование положительной мотивации к обучению.
Наглядность:
предметные картинки, изображение паровоза.
Содержание деятельности:
Детям раздаются предметные картинки, на доске закреплён паровоз. Даё тся задание: составить предложение с использованием названия предмета, изображённого на картинке. Кто справился с заданием, прикрепляют свою картинку за паровозом. Получается поезд. Задание можно варьировать в соответствии с изучаемой темой по русскому языку и возрастом детей, т. е. предложение составляются либо с использованием глаголов или существительного, либо с прилагательными, либо простое, либо сложное предложение с двумя или тремя однокоренными словами и т. д. в зависимости от изучаемой темы.
Эта игра привлекательна своей универсальностью и простотой. Дети всегда с интересом ждут постановки задачи: ведь знакомые карточки, много раз применялась игра, что же нового можно сделать из имеющегося материала? И тем не менее бывают всегда приятно удивлены, что со знакомой игрой им снова интересно!
Игра способствует развитию чувства коллективизма, учит сопереживать за товарища: обидно, если все едут на Алтай, а Андрей остаётся в Малом Толкае! Ему обязательно помогут составить предложение правильно, он повторит его, присоединится к поезду, и тогда класс в полном составе может отправиться в путешествие!
Заключение.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на самоподготовке дает возможность учащимся овладеть знаниями "легко и счастливо", легких путей в учении нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали ситуацию успеха.
В результате могу сказать, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на самоподготовке. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учащихся. Она решает как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и является основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает воспитателю при выполнении домашнего задания на самоподготовке закрепить даже трудный материал, пройденный на уроке, в доступной форме.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для педагога - это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д., формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости. Главное значение дидактической игры - не убивать интерес ребёнка к обучению, а развивать его без чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Литература:
Н. Ф. Виноградова. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. : «Вентана – Граф». 2002.
Е. И. Удальцова, «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, 1976.
Сайты:
o https://nsportal.ru
o https://www.libsib.ru/pedagogika
o 4stupeni.ru›lirika/3368-statya…
o proshkolu.ru›gofile/501540-a106291/
ПРИЛОЖЕНИЕ