Юлия Тришина
Дидактическая игра «Путешествие Колобка. От зернышка до хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Игра предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ, так и на дополнительных занятиях в учреждениях дополнительного образования, в начальных классах школы, а также в домашних условиях. Я применяю игру в совместной игровой деятельности детей, в организованной деятельности (на занятиях) по ознакомлению детей с окружающей средой и экологией. Игра позволяет закреплять знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси, и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ); воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми. Прилагается папка с фотографиями данной игры в готовом варианте, которая используется в работе, а также презентация игры, которую можно распечатать и использовать в своей работе
Публикация «Дидактическая игра „Путешествие Колобка, От зернышка до хлеба“» размещена в разделах
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Игры, дидактические пособия
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2017
Страница № 4-8 (поле- образец, №11 (игровое поле) распечатать на количество игроков, страницы с № 12-16 (карточки) распечатать на количество игроков и разрезать, а страницы с№13-14 сначала склеить, а затем разрезать, страница №17 (поощрительные фишки) вырезать по контору (можно сделать больше)
Дидактическая игра «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба)»
Цель: Сформировать у детей представления о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси, и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба
Развивающие:
Развивать умение ориентироваться в пространстве (на бумаге); развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; развивать умение анализировать и выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ); формировать мелкую моторику рук; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (хлебобулочные изделия)
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми
Предварительная работа: беседы, отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание картин, иллюстраций и презентаций по теме, чтение рассказов о хлебе : А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".
Словарная работа:
Существительные: рожь, пшеница, зерно, колосья, поле,земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия, хлеб, булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные
Прилагательные– свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Материал:
Демонстрационный- картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба, с изображением последовательности изготовления хлеба
Раздаточный - карточки-поля, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба, карточки с изображением последовательности изготовления хлеба, фишки для поощрения с изображением «колобка»
Ход игры.
Взрослый (педагог или родитель) предлагает рассмотреть картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба, с изображением последовательности изготовления хлеба
Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)
«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в старину на Руси»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивании хлеба на Руси в старину. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле.
«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в наше время»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба в наше время. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Путешествие Колобка- от зернышка до хлеба»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности от зернышка до хлеба. Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
«Как нужно приготовить Колобок»»
На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности приготовления колобка (хлеба). Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность путешествия Колобка по заданной карточке.)
Вариант № 3
Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.
Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах"(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает «колобок», пара которая первой составит последовательность выращивания и изготовления колобка.
Вариант №3 (на усложнение)
Предложить ребенку составить рассказ- описание о путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) по мнемотаблице. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди называют последовательность)
В ходе игры я применяю физкультурную минутку «Колобок»
В землю зёрнышко посадим, наклоны вперед,
что же выйдет из него? разведем руки в стороны
Дождик землю поливает, руки вверх - вниз
Солнце землю пригревает закрыть- открыть глаза, приседание
Зернышко прорастает, постепенное вставание,
Тянется росток, руки вверх
Превращается в колосок
С ветром колосок играет,
Ветерок его качает наклоны в стороны
А косарь сожнет колосок вправо – влево, имитируя косьбу
Отвезут зерно на ток имитация вращения руля
Мукомол зерно размелет. кулак на кулак и круговые вращения
А хозяйка из муки испечёт нам колобок. имитация – катаем колобок
И вот он какой-
круглый, соединить руки в кольцо,
румяный, потереть щечки
большой руки вверх. потянуться
Интересной Вам игры!
Литература
1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.,
2. Барыкин К. К. Хлеб, который мы едим. – М. : Политиздат, 1983.
3. Ивин м. “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980.
4. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. «Мы» Программа эколог. образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений- М. : Азбуковник, 1997.
7. От осени до лета: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004.
8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.
9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Растения. - М. : Школьная Пресса, 2000.
10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” - М. “Россельхозиздат”, 1984г.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012.