Надежда Лебедева
Дидактическая игра «Составь предложение»
Авторы: Лебедева Надежда Васильевна. воспитатель МАДОУ МО г. Нягань д/с №11 «Ёлочка». Николаева Елена Ивановна, воспитатель МАДОУ МО г. Нягань д/с №11 «Ёлочка».
Для ознакомления детей с предлогами, мы изготовили игру «Составь предложение».
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра.
Эта игра проводится параллельно с другими играми в работе над составом предложения
Публикация «Дидактическая игра „Составь предложение“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Составь предложение. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Цель: Познакомить детей с пространственным значением предлогов.
Задачи:
- Научить понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове. (задачу употреблять слово «предлог» в активной речи детей для себя не ставили).
- Научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки.
- Научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
Материал: Предметные картинки, крышки со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий и признаков.
Для игры использовали пластиковые крышки диаметром 3,5 см из - под молочных бутылок.
Для изображения схем использовали цветную клейкую пленку
С обратной стороны крышки написали предлоги, которые изображены на схеме.
Для игры подобрали предметные картинки на разные лексические темы.
Изготовили карточки, обозначающие слова действия и слова признаки
Слова действия – глаголы
Слова признаки – прилагательные
Ход игры:
Педагог произносит предложение,
например: «Подушка на кровати» - предлагает ребенку подобрать и разложить крышку с предметными картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.
Подушка на кровати.
Предложить ребенку самостоятельно придумать предложение и выложить его на столе с помощью крышек и предметных картинок, а потом провести анализ предложения
Мяч под стулом.
Поварешка в кастрюле
Мяч за забором
Прежде чем использовать схемы слов действий и признаков, детей необходимо познакомить с этими словами и их обозначением.
Что умеет делать мяч? (прыгать, скакать, катиться и т. д)
Мяч какой? (резиновый, круглый, большой.)
Щенок забежал в дом
Маленький щенок прибежал из-за дома.
Круглый мяч скатился с кровати
Перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.
Игра: «Где находится предмет»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
Назовите ребенку любой предмет попросите рассказать, где он находится, выкладывая на столе предметные картинки и крышку с обозначением предлога (мяч на стуле, мяч под стулом, мяч за стулом).
Игра: «Добавь маленькое слово».
Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.
Придумайте любое предложение с предлогом, при этом предлог не произносите (пропустите его в предложении) не меняя окончания слов. (подушка …. кровати).
«Рыба плывет ….) реке». «Машина выехала) гаража…
Игра «Исправь предложение».
Цель: учить детей восстанавливать деформированный текст.
Предложите детям составлять словосочетания из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. «Стул, мяч, под».
Игра: «Назови предлог в предложении».
Цель: Закреплять умение выделять в предложении предлог.
Придумайте любое несложное предложение с предлогом и попросите ребенка назвать предлог.
Игра: «Маленькие слова».
Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке и без.
Покажите ребенку любую картинку и попросите составить предложение с предлогом.
Предложите составить предложения с предлогом без картинки на любую
тему.