Грищенко Надежда Васильевна
Дидактическая игра в обучении плаванию как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника подходящей формой развития и обучения.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Создаются взрослыми в целях развития и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Публикация «Дидактическая игра в обучении плаванию как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Ребенка в игре привлекает не игровая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов, но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в детском саду, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия.
Внимание является главным условием осуществления познавательного процесса. Оно не выступает как самостоятельный процесс и в самонаблюдении и во внешнем наблюдении оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности.
Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
В обучении детей большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. К. Д. Ушинский придавал огромное значение наглядности обучения и считал, что нельзя научить ребенка думать, делать верные суждения, не научив его прежде наблюдать, сравнивать, выявлять существенные связи. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление и на основе сравнения по признакам, выявления связей между ними содействует развитию логического мышления.
Для мышления характерна сознательная целенаправленность. Течение мыслительного процесса определяется осознанием задачи. При этом совершается проверка, контроль и критика, что характеризует мышление как сознательный процесс. Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях, но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя так же образы.
Качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
При выполнении элементов синхронного плавания применяя музыкальное сопровождение активизирующего и успокаивающего вариантов, которое обладает различными ритмами способствующими стимулированию воображения детей.
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. Это выражается в особом отношении между инструктором и детьми, и между самими детьми. В дидактической игре отношения иные – педагог играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и инструктора. Искусство педагога заключается в сохранении свойств игры, в способности через свою роль в игре, игровых действиях осуществлять руководство умственной деятельностью детей, использовать игру как форму обучения. Игровые отношения устанавливаются и между играющими детьми.
«Волшебные превращения»
Цель: развивать образную память, активное внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, закрепить умение свободно передвигаться в воде, учить скольжению на воде, совершенствовать работу ног стилем «кроль».
Дидактический материал. Карточки с изображением крокодила, краба, рыбы.
Содержание. Инструктор предлагает детям стать маленькими волшебниками, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывает карточку с изображением крокодила и предлагает превратиться в крокодильчиков. Дети передвигаются по дну бассейна на руках. Педагог советует спрятаться от охотников в воду. Дети, продолжая передвигаться по дну бассейна на руках, по команде делают глубокий вдох и опускают голову в воду. Лучший крокодил – кто дольше всех продержался под водой.
Детям показывают карточку с изображением рыбы. Они прижимают руки к бокам, ногами работают в стиле «кроль», голову опускают в воду.
(усложнение: рыбки проплывают в обруч).
Затем дети превращаются в крабов и передвигаются в бассейне как крабы.
Карточки можно показывать в ином порядке.
Правила игры: моргая ресницами удалять воду из глаз, рыбки вытягиваются во весь рост, у крокодила длинный ровный хвост.
«Зеркальце»
Цель: развивать зрительную память, мышление, произвольное внимание, умение воспроизвести увиденное.
Содержание. Держась за руки, дети идут по кругу, хором произносят:
Ровным кругом друг за другом,
Чу, ребята, не зевать,
И что Вова нам покажет,
Будем дружно повторять.
После слов все останавливаются, а водящий, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение – погружение в воду с головой, выдох в воду, скольжение и т. д. Дети должны повторить это движение за ним, после чего назначается новый ведущий, и игра повторяется.
Правила игры: движение следует выполнять одновременно, точно повторяя увиденное.
«Посмотри на меня!»
Цель: развивать зрительную и моторную память, наблюдательность, слуховое внимание, научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами, развивать согласованность движений с партнером.
Содержание. Дети стоят в парах, взявшись за руки. Одновременно приседают под воду, открывают глаза и смотрят друг на друга.
Правила игры: выполнять присед под воду по команде, после выполнения задания не вытирать лицо руками.
«Достань предметы со дна»
Цель: развивать произвольное внимание, развивать мелкую моторику пальцев и кисти, зрительную память, умение ориентироваться на образец, развивать логическое мышление, понимание пространственного соотношения предметов, задерживать дыхание.
Дидактический материал. Тонущие мелкие и крупные предметы, тонущие кубики (красного, синего, зеленого) цвета.
Содержание. Дети ныряют и достают предметы со дна бассейна.
Варианты:
«Достань крупные предметы в желтую корзину, мелкие в зеленую».
«Достань кубики определенного цвета». Дается задание какого цвета собрать, куда.
«Достань определенное количество предметов». Доставать по одному предмету, доставлять в определенное место.
Правила игры: доставать и доставлять на место по одному предмету.
«Цирк на воде»
Цель: развивать воссоздающее воображение, восприятие пространственных отношений, развивать зрительную и моторную память, устойчивость внимания.
Дидактический материал. Разноцветные мячи, надувные мячи, гантели, обручи.
Содержание. Дети обыгрывают ситуацию «Циркачи решили показать представление на воде». Самостоятельно придумывают аттракционы, движения и упражнения.
Правила игры: действовать самостоятельно.
В развитии познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста развиваются активность, самостоятельность. Познавательный интерес выявляет и реализует потенциальные возможности детей, приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Через игру дети знакомятся с многообразием движения, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемые движения с имеющимися мерками – двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.