Приложение МААМ

Дидактическая настольная игра «Давайте поиграем» (6 фото)

Наталья Юхименко
Дидактическая настольная игра «Давайте поиграем»

Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, что настольные игры для детей являются отличным поводом для совместной игры. При этом, кроме веселого времяпрепровождения, они способствуют развитию ребенка. В зависимости от игры, развиваться могут интеллектуальные, речевые, творческие способности. Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом изготовления настольных игр своим руками из фетра. Эти игры будут интересны дошкольникам и младшим школьникам, а изготовление займет не так много времени. А учитывая ограниченное пространство в группах детского сада, настольная игра является наилучшим вариантом обучения, воспитания, развлечений для ребят всех возрастов

Публикация «Дидактическая настольная игра „Давайте поиграем“» размещена в разделах

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дидактическая настольная игра «Давайте поиграем»

Цель: упрочить уже полученные знания и овладеть новыми в непринужденной обстановке, развитие интеллектуальных способностей, формирования навыков игрового поведения и тренировки мелкой моторики. Дети становятся усидчивыми, учатся понимать и принимать правила игра, радоваться и сопереживать победам и поражениям товарищей.

Задачи:

развитие логического мышления, смекалки сообразительности;

развивать чувство коллективизма, логическое мышление, любознательность;

развивается усидчивость, внимание, память и зрительное восприятие.

МАСТЕР - КЛАСС

ИГРА «Крестики – нолики»

Фото «Давайте поиграем»

Кто не знает замечательную игру крестики-нолики. В эту игру играют абсолютно все. Дети могут играть в нее бесконечно, да и мы, взрослые, тоже не прочь посоревноваться. Эта игра очень азартная. Никто не любит проигрывать. А ведь она с первого взгляда очень легкая и простая. Но как только доходит до игры – просто невозможно остановиться.

А ведь мало кто знает, откуда появилась эта игра. Безусловно, крестики-нолики – одна из древнейших логических игр. Но об истории её возникновения известно предельно мало. Одна из наиболее распространенных версий гласит, что знаменитая игра пришла к нам с востока, скорее всего из Японии или Китая. В пользу этой версии говорит сходство ее с игрой «гомоку», а также с «рэндзю». Однако аналоги «крестиков-ноликов» можно встретить и в культурных традициях других народов – к примеру, известно, что подобной забавой развлекались древние викинги. В каждой стране игра имеет свое непереводное название, к примеру, в США ее называют «Tic-tac-toe», а в дореволюционной России похожая игра называлась «Смекалка».

Цель: развивать чувство коллективизма, логическое мышление, любознательность.

Оборудование: игровое поле, условные знаки «X» И «O».

Правила игры: игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.

Анализ игры: классические «крестики-нолики» на поле 3x3 представляют интерес для детей дошкольного возраста, как начальный этап обучения логическим играм, или в качестве несложного задания по программированию для студенческой лабораторной работы — общеизвестен алгоритм, который при правильной игре гарантирует ничью любой стороне, а при ошибке противника позволяет выиграть.

Но чем старше становится ребенок, тем больше можно усложнять игру. Предлагаю рассмотреть перебор всех возможных ходов.

«За крестики»

Сделать первый ход в центральное поле.

Противник может ответить ходом либо в угол, либо на сторону поля.

*Если противник ответил ходом в угловое поле — сходить в ответ в соседний угол.

Противник будет вынужден пойти в противоположный угол, чтобы на следующем ходу не проиграть.

Дальнейшие ходы делаются так, чтобы блокировать построение тройки противником. — Ничья.

*Если противник ответил ходом на сторону — он проиграл. Следует ответить ходом в один из двух несоседних углов.

Противник будет вынужден пойти в противоположный угол, чтобы на следующем ходу не проиграть.

Сходить в угол, соседний с предыдущим, так, чтобы крестики образовали треугольник — получится «вилка», позволяющая следующим ходом построить тройку двумя способами.

Как бы ни ответил противник, следующим ходом строится одна из троек и тогда будет выигрыш или сделать первый ход в угол.

Противник может ответить либо ходом на сторону, либо ходом в угол, либо ходом в центр.

*Если противник ответил ходом в угол, он вновь проигрывает. Следует ответить ходом в любой из оставшихся углов.

Противник будет вынужден блокировать угрозу, следующим ходом нужно занять последний угол, что дает вилку и опять выигрыш.

*Если противник ответил ходом в центр, то нужно занять угол противоположный первому углу. Противник может ответить либо ходом на сторону, либо ходом в угол.

*Если противник ответил ходом в угол, он проиграл — следует немедленно занять другой угол, блокируя тройку противника и образуя свою вилку - выигрыш.

*Если противник ответил ходом на сторону, то следующие ходы строятся так, чтобы блокировать тройки соперника - ничья.

«За нолики»

*Если противник сходил первым ходом в центр, ответить ходом в любой из углов, затем каждым следующим ходом блокировать возможность построения противником очередной тройки, при возможности выбора предпочитая ходы в углы - ничья.

*Если противник сходит первым ходом не в центр, ответить ходом в центр. Если ответным ходом противник займёт два противоположных угла, ответить ходом на сторону. Затем каждым следующим ходом блокировать возможность построения противником очередной тройки, при возможности выбора предпочитая ходы в углы - ничья.

Данный алгоритм предполагает оптимальную игру противника. Естественно, если противник допускает ошибку, позволяющую следующим ходом построить тройку, её следует построить, но при правильной игре такое невозможно. Таким образом, нолики могут гарантированно обеспечить себе только ничью.

ИГРА «Мемори»

Дидактическая настольная игра - фото

Одной из главных задач в нашей работе является взаимодействие дошкольников со сверстниками и взрослыми. Находясь в поиске наиболее подходящих для этого способов, мы обратили внимание на игру «Мемори».

Играя, мы имеем прекрасную возможность лучше узнать друг друга. Увлеченные игрой дети проявляют определенные черты своего характера – честность, хитрость, азарт, обидчивость и т. д. Еще одно преимущество – в процессе игры в компании, дети учатся проигрывать, сдерживать свои эмоции, а это очень важные черты характера.

Так что же это за игра? Мемори – увлекательная обучающая игра, в которую может играть любое число участников. Свое название настольная игра мемори получила от англ. memory (память) и данная игра на развитие памяти и внимания полностью оправдывает свое название. Игра мемори – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру мемори еще называют игра «Парочки».

Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Но мы решили пойти другим путем и использовать вместо карточек такие вот круги из фетра, которые дети назвали «монетки с пуговицами».

Цель: в данной игре у дошкольников вырабатывается усидчивость, внимание, развивается память и зрительное восприятие.

Оборудование: парные карточки на различную тематику.

Правила игры: перед началом игры ведущий перемешивает карточки и раскладывает перед игроками обратной стороной вверх. Игроки должны переворачивать по две карточки. Если они одинаковые, то игрок забирает их себе, если нет – оставляет на месте неперевернутыми. Тогда ход переходит к следующему участнику. Победитель тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Анализ игры: данная игра очень проста, но при этом очень эффективна. Предлагаем вам рассмотреть несколько вариантов данной игры.

«Мемори: фигуры»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.

«Мемори-половинки»

Цель: формировать умение составлять целое из частей.

«Мемори: узнай животное»

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

«Мемори: животные и их тени»

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

«Мемори: цифры и точки»

Цель: Учить построению связи между количеством и числом, формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти.

«Мемори: гласные буквы»

Цель: изучить гласные буквы алфавита.

«Мемори – эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

На начальном этапе игра проводилась в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Мы учили детей взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры. Затем воспитанники стали использовать игры в самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы.

ИГРА «Шашки»

Фото №1 Уважаемые коллеги Все мы знаем что настольные игры для детей являются отличным поводом для совместной игры

Всевозможные исследования учёных показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок, но вполне ясен тот факт, что игры, подобные шашечным, существовали ещё в 1600 году до нашей эры в Древнем Египте и с тех пор эта игра подвергалась различным существенным изменениям, вплоть до 12 века и далее…Удивительно! Но, в отличие от других настольных игр, шашки никогда не запрещались церковью, за всю историю человечества!

Интересно, что во всех англоязычных странах, используют названия шашек- checkers, так как в переводе с английского, checkerd означает — клетчатый!

Сам Пётр Первый, был большим поклонником шашек! Так, во дворце, по его распоряжению, была выделена особая комната для игры в шашки и шахматы!

Цель: развитие логического мышления, смекалки сообразительности.

Оборудование: игровая доска, которая состоит из 64 чередующихся по цвету квадратов (8 по горизонтали, 8 по вертикали, 24 шашки.

Правила игры: у каждого противника имеется по 12 шашек, которые первоначально расставлены в три ряда на черных ячейках. Сгиб на доске является разделительной линией полей игроков. Ходы делаются поочередно в диагональном направлении только по ячейкам темного цвета.

За один прием можно одновременно побить (снять с доски) несколько шашек противника, если они расположены так, что между ними имеются свободные клетки для ходов.

Направление движения может меняться (вправо, влево). Обратный ход может быть только в случае битья противника.

Все пораженные фишки снимаются с доски только после завершения хода.

Правила заключительного этапа игры

1. Превращение в дамку возможно при достижении противоположного ряда (начального для противника). Обычно фишка переворачивается, но иногда в игровом комплекте бывают специально маркированные элементы соответствующего цвета.

2. Дамка имеет право двигаться на любое количество ячеек в любом диагональном направлении.

3. Отказа в битье противника от дамки быть не должно, поэтому, благодаря такому правилу, «коронованные особы» часто попадают в ловушки.

4. Выигрывает тот игрок, кто забирает все шашки противника или же создает ситуацию, при которой тот не может сделать ни одного хода.

5. Ничья определяется после троекратного повторения одних и тех же ходов и невозможности совершить другие.

6. Запись партии проводится при помощи определения местонахождения ячеек путем нанесения на доску возле каждого квадрата цифр по левой вертикальной линии доски и букв по нижней горизонтальной линии.

Но в этой игре тоже существуют различные варианты правил. Предлагаю их рассмотреть.

Здесь особенно фантазируют дети. Наверняка многие вспомнят о чудаковатых «поддавках», когда цель игры - не побить противника, а как можно быстрее проиграть, подставляя под бой свои фишки. Как играть в шашки, следуя таким "правилам"? Вариантов - множество! Вот некоторые из них:

«Ставропольские»

В игре участник может в порядке своей очереди делать ход не собственными фишками, а противника.

«Самоеды»

По правилам бить требуется не только шашки противника, но и свои.

«Уголки»

Цель данной игры – переставить все свои игровые шашки в дом соперника.

ИГРА «Морской бой»

Фото №2 При этом кроме веселого времяпрепровождения они способствуют развитию ребенка

Игра морской бой была придумана в 1870 годах. Петром Кондратьевым. На Урале! Доподлинно известно, что службу Петр ходил по воде в речном порту города Пермь на Каме. Много читал, изучал морской промысел, проявлял любознательность, но в боях быть не доводилось, да что там, рею не щупал. Мечтал о флоте, но за свою жизнь, ходить дальше Камы так и не довелось. Привязан был к Уралу Петр. Если конкретно, то Петр отбывал наказание на каторге. Перегонял баржи. Бурлак на Каме. И часть его жизни была в воде, а часть на суше. Петр и его друзья все чувствовали себя моряками, во время не совместимых с жизнью, тяжкого, изнуряющего труда, им хватало сил на развлечение. Петру пришла идея о создании игры «Морской бой». Дальше подхватили бурлаки на Волге, ну, а там понеслось. Сейчас игра популярна во всем мире. В 1931 году американцы запусти настольную версию как коммерческий продукт.

Цель: уничтожение объектов (кораблей) противника.

Оборудование: два квадратных полях размером 10х10. Одно из полей ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли) :

1 палубный (размером 1 клетка) — 4 штуки;

2-х палубный (размером 2 клетки) — 3 штуки;

3-х палубный (размером 3 клетки) — 2 штуки;

4-х палубный (размером 4 клетки) — 1 штука.

Правила игры: Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены, пора начинать битву. Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше, чем одну палубу, то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу».

Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли.

Несмотря на сложность данной игры, у нее тоже есть разновидности. И самая доступная, для наших дошкольников игра – это игра «Летучий голландец».

«Летучий голландец»

В отличие от многих других вариантов морского боя, здесь у каждого игрока есть только один корабль, с количеством палуб от 5 до 8 (точное их количество оговаривается перед игрой). Игра идёт на поле 20 20 клеток. Сам корабль может занимать клетки по вертикали, горизонтали и диагонали одновременно. Если в корабль одного из игроков попадает другой игрок, то первый имеет право передвинуть своего «Летучего голландца» в любое другое место поля, однако он теряет подорванную палубу. Все остальные правила такие же, как и в классическом варианте морского боя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемые коллеги, вот и подошел к окончанию мой мастер – класс. Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение.

Какие игры для изготовления из фетра Вы можете предложить еще?

Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

Что из представленного на мастер-классе Вы применили бы в своей деятельности?

Что бы Вам хотелось ещё узнать по теме проведённого мастер-класса?

В заключении, мне хотелось бы сказать вот что.

Как известно, просиживание детей перед компьютером не слишком-то хорошо сказывается на их здоровье и развитие. Гораздо лучше увлечь ребенка настольной игрой – яркой и красочной, с захватывающим сценарием и необычными героями.

Детские настольные игры своими руками делать не сложно. Не правда ли? Главное немного свободного времени и желание. И, поверьте, в такие игры детям намного приятнее играть, чем в те, которые были куплены в магазине.

А оригинальность данной книги и заключается в возможности ее пополнения различными настольными играми в процессе использования.

Фото №3 В зависимости от игры развиваться могут интеллектуальные речевые творческие способности

ПРИЯТНОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ!

Публикации по теме:

Настольная сюжетно-ролевая игра «Давайте поиграем в зоопарк!»Настольная сюжетно-ролевая игра «Давайте поиграем в зоопарк!» Как у нас появился «Зоопарк»? Помниться, кто – то из детей принёс в сад несколько животных. Согласитесь, для целого «Зоопарка» это ничтожно.

Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Давайте поиграем!»Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Давайте поиграем!» Фотоотчёт о семинаре для педагогов "Давайте поиграем!" Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре происходит всестороннее.

И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!»И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.

Автор публикации:
Дидактическая настольная игра «Давайте поиграем»
Опубликовано: 17 мая 2025 в 19:47
+227Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая настольная игра «Давайте поиграем»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхименко (УИ 60214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных