Марина Васильевна Забелина
Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук «Черепаха»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук «Черепаха»
Цель: ознакомление с сенсорным модулем «Черепаха»
Задачи:
• изучение возможностей использования 5 чехлов модуля «Черепаха»
на занятиях с детьми раннего возраста;
• проигрывание ситуаций с использованием разных чехлов модуля;
• создание ситуаций для использования разных чехлов модуля.
Публикация «Дидактическая сенсорная игра для развития мелкой моторики рук „Черепаха“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Методические приемы: беседа, дидактическая игра, придумывание познавательных игр.
Оборудование и материалы: модуль «Дидактическая черепаха»
с тематическими чехлами.
Ход работы:
1. Введение.
Дидактические игры считаются важными для развития детской моторики и соответственно мозга. Именно потому дидактическая черепаха считается не просто игровым модулем, а хорошим способом занять малышей и дать им возможность развиваться в соответствии со своим возрастом. Использовать эту черепаху можно в любой подвижной игре, а также применять в качестве мягкого пуфа. Игра напольная, дидактическая (для сенсорных игр, а также удобное сидение. Способствует сенсорному, познавательному развитию и тренировки мелкой моторики.
Панцирь черепахи представляет собой игровое поле с разнообразным дидактическим материалом :
• фигурки плоскостные на липучках;
• большой карман;
• яркая аппликация в центре.
Знакомство с черепахой – процесс не менее интересный, чем собственно дидактические игры с ней. Можно поздороваться с черепашкой, пообщаться, узнать, где она живёт (ведь черепахи бывают сухопутные и морские). Также можно спросить у ребят, что они знают о черепахах.
Используем модуль при формировании навыков ориентировки. Предложите детям показать части тела черепахи : её спину и брюшко, голову, лапы и хвост. Попросите определить правую и левую стороны, взять черепашку за правую (левую, переднюю (заднюю) лапы.
2. Чехлы модуля «Черепаха»
Цель дидактической игры с черепахой состоит в фокусировании внимания и зрения, а именно, на игрушке есть множество секторов с липучками, а также фигурками в виде рыбок, грибочков и ромашек. Посредством использования этих элементов у детей развивается пространственно-логическое восприятие и комбинаторика. Малыш должен рассортировывать каждую фигурку в свой собственный домик или сектор. Также можно считать, сколько каких животных проживает в домиках.
В комплект игрового модуля входят пять сменных чехлов: «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп», «Математический», «Умелые ручки» и «Укрась полянку». Чехол «Укрась полянку» разделен на пять секторов (полянок) : красный, зеленый, белый, желтый, синий. В каждом секторе имеются «липучки» для прикрепления фигур. В середине чехла расположен карман с молнией, в котором хранятся комплекты фигур: плоскостные изображения цветов, грибов, листьев, бабочек. Цвета фигур соответствуют цветам секторов чехла.
Игры с материалом чехла «Укрась полянку» позволяют изучать, формировать и развивать у детей произвольность и осознанность выполняемых действий, внимание, память воображение в процессе моделирования различных ситуаций с помощью плоскостных изображений ориентировку в двухмерном пространстве способность к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства) представления о цвете, форме и величине и т. п. навыки невербальной классификации по цвету доступные границы пересчета плоскостных изображений предметов, расположенных на плоскости чехла прямой, обратный и порядковый счет с использованием наглядного материала навык решения и составления арифметических задач в ходе символико-моделирующей деятельности ( символическое изображение объектов задачи: бабочки, цветочки, листики, грибки) способность к словесной регуляции движений (выполнение действий по словесной инструкции и умение рассказать о выполненном задании) навык программирования своей деятельности. Одновременно дошкольники учатся дифференцировать контурные границы плоскостных фигур. Можно использовать несколько секторов одновременно, посадив детей на мягкие индивидуальные коврики вокруг модуля или поставив модуль на большой ковер.
В играх и упражнениях с детьми можно использовать каждый сектор в отдельности, а также несколько секторов одновременно. Возможно применение на занятиях сразу двух чехлов, например «Укрась полянку» и «Математического» или «Укрась полянку» и «Волшебного круга».
С чехлом «Умелые ручки» могут поиграть дети постарше. Игры и упражнения с этим чехлом позволяют формировать, развивать и совершенствовать у детей навыки самообслуживания, мелкой моторики, познавательных интересов, речевых навыков, навыков совместной деятельности.
Математический чехол позволяет формировать у детей представления о цифрах, количественных отношениях, времени и величине. Использовать чехол можно в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.
3. Игровые ситуации с использованием модуля «Дидактическая черепаха»
Вот лишь некоторые из игр с «Дидактической черепахой» с использованием всех чехлов:
«Собери грибы»
На черепахе прикреплены разные фигуры. Попросите ребенка обойти черепаху вокруг и собрать все грибы (или другие фигуры). Если ребенок ошибается, предложите ему сравнить выбранную им фигуру с грибом и исправить ошибку.
«Составь картинку»
После распределения по секторам вокруг чехла, дети украшают каждый свой сектор (составляют картинку). Игра повторяется несколько раз таким образом, чтобы каждый ребенок украсил два-три сектора чехла. Для того чтобы ребенок мог быстрее решить, какую фигурку выбрать для украшения сектора чехла, ему предлагается достать игрушку из «Чудесного мешочка». Игрушки должны соответствовать фигурам, прилагающимся к чехлу «Дидактической черепахи» : грибок, бабочка, цветок, листок (кленовый, березовый).
«Сделай, как я»
Выложите в одном из секторов какую-либо композицию из фигур, а ребенок, запомнив ее, пусть выложит такую же композицию в секторе на противоположной стороне чехла.
«Сорви-ка»
Сорвите цветок и предложите ребенку сделать то же самое. Когда ребенок выполнит действие, обратите его внимание на то, что он сорвал. Спросите его: «Что ты сорвал? Посмотри! Это цветочек! Он красный!» и т. п. В процессе общения с ребенком выдерживайте паузы, слушайте его ответы, поощряйте его активную речь. Например: «Сорви бабочку! Молодец! Что это у тебя?. Бабочка?. Правильно, это бабочка!»
«Что у нас в кармашке?»
Вместе с ребенком расстегните молнию и посмотрите, что лежит в кармашке. Если ребенок сам не решается достать фигуры, то достаньте одну и скажите: «А теперь твоя очередь!»
Перед занятием выньте из кармашка все фигурки, оставив фигуры только одной формы, например цветы. Ребенок выполняет задание, достает фигуры, раскладывает их вокруг себя. В процессе его деятельности называйте фигурки: «Это цветок, и это цветок, это тоже цветок и т. д. Смотри, сколько ты цветочков достал! Что это?. Это цветы!»
Обращайте внимание ребенка на то, что все фигуры, например цветочки, разного цвета. Когда ребенок достает фигуру из кармашка, говорите: «Этот цветок красный» и т. д.
«Покажи, где цветок (любая другая фигура)»
Если ребенок уже знаком с какой-либо фигурой, то попросите его найти ее среди других фигур, разложенных на ковре, и прикрепить ее на черепашку или, наоборот, снять эту фигуру с черепашки.
С помощью этого задания можно проверить, какие фигуры ребенок уже знает.
«Найди среди цветочков красный (желтый, белый)»
После выполнения предыдущего задания попросите ребенка найти среди цветочков, например, красный. Задания этого типа можно использовать для уточнения представлений ребенка о цветах. Вы узнаете, какой цвет ребенок уже усвоил, а на какой стоит обратить внимание в процессе дальнейших занятий.
Игры с математическим содержанием:
«Давай посчитаем»
В каком-либо секторе прикрепляйте по одной фигуре, сопровождая свои действия словами: «Один цветок (бабочка, грибок, два цветка, три цветка…» Попросите ребенка повторять за вами. Предложите ему самостоятельно выполнить те же действия, считая и называя фигуры. Затем вместе с ребенком выполните те действия в обратном порядке (обратный счет).
«Сравни, где больше (меньше)»
В двух секторах прикреплено разное количество цветочков и грибков. Спросите у ребенка, чего больше (меньше) — цветочков или грибков. В этом случае можно использовать прием приложения объектов друг к другу.
«Выше — ниже — рядом»
Предложите ребенку выполнять действия по вашей инструкции: «Прикрепи красный цветок рядом с синим. Выше синего цветка прикрепи белую бабочку. Ниже красного цветка — желтый листик».
«Реши задачу»
Предложите ребенку решить задачу: «На полянке сидели две бабочки. Прилетела еще одна. Сколько бабочек стало на полянке?» Проговаривание текста задачи сопровождайте наглядными действиями. Аналогично решаются задачи на вычитание. Можно попросить ребенка самого составить и «показать» задачу, а затем и решить ее.
4. Создание игровых ситуаций (предложите ваши варианты)