МААМ-картинки

Дидактические и подвижные игры, развивающие познавательную сферу, для детей 5–7 лет. Часть 2

Варвара Лютостанская
Дидактические и подвижные игры, развивающие познавательную сферу, для детей 5–7 лет. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первых этапах возрастного периода (от 2 до 6 лет) преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением чувственного опыта. К этой категории относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессах: произвольной памяти, речи, мышления и др.

Публикация «Дидактические и подвижные игры, развивающие познавательную сферу, для детей 5–7 лет, Часть 2» размещена в разделах

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации, т. е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых. Позднее же игровая деятельность ребенка все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.

Основным фактором развития всех психических познавательных процессов является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

В данной части представлены игры, целью которых является развитие:

- пространственного мышления;

- слухового внимания, восприятия;

- речи, активного словаря;

- навыков счета;

-наблюдательности;

А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора. В каждой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.

«Слова - накладки»

Цель: развитие речевой активности, словотворчества

Возраст: 6-7 лет

Полезно: застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.

Комар + Марка = Комарка

Зебра + Ракушка = Зебракушка

Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть

Дети по очереди придумывают слова – накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают.

После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово – накладку.

«Туда» и «Обратно»

Цель: развитие мышления, навыков прямого и обратного счета.

Возраст: 5-6 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Необходимые приспособления: карточки с числами от 1 до 10 (или 20)

Описание игры: карточки складывают стопкой и затем вытаскивают из середины по одной. При этом тот, кто вытаскивает. Загадывает. В каком порядке считать: в возрастающем или убывающем.

Интереснее играть, когда порядок счета загадывается до вытаскивания карточки. Тогда может случиться смешная игровая ситуация.

«Нехотелка»

Цель: развитие двигательной активности, межполушарного взаимодействия, мыслительных процессов

Возраст: 5-6 лет

Полезно: агрессивным, застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Описание игры: чтение стихотворения дети сопровождают соответствующими движениями.

Некий мальчик, мой знакомый, (дети шагают)

Убежал вчера из дома (дети бегут)

Не хотел он умываться, (на слова «не хотел» машут головой, затем имитируют умывание)

Одеваться, (имитация одевания)

Убираться, (имитация подметания)

Надоело есть и пить (имитируют процесс еды и питья)

И спасибо говорить. (кланяются)

Не хотел на пианино (имитация игры на пианино)

Гаммы нудные играть

И за ручку с мамой чинно (ходьба)

Час по улице гулять.

Не хотел остаться дома (на слова «не хотел» машут головой, на слова «остаться дома» - присаживаются на корточки)

И ушел вчера из дома. (ходьба)

Он один на белом свете, (разводят по кругу руками)

Он свободен, словно ветер. (полет птицы)

Что захочет – то захочет, (хватательные движения)

Что не хочет – не захочет. (отталкивающие движения)

Шел он, шел, и вот ему (ходьба)

Скучно стало одному: (кулачком подпереть подбородок, опустить голову)

Кто возьмет его за руку, (пожимание плечами с поворотом туловища)

Кто развеет сказкой скуку? (имитация движения «утят»)

Слово некому сказать.

Захотел он есть и спать, (имитация еды и сна)

Захотел увидеть маму, («бинокль»)

Захотел он даже гамму,

Громко, весело сыграть. (имитация игры на пианино, высоко поднимая руки)

Тут же мальчик мой знакомый

Повернул обратно к дому. (ходьба)

Все, что раньше не терпел,

Нехотелка захотел. (кивки в знак согласия)

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета

Возраст: 5-7 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

После того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Сочиним историю»

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Возраст: 5-7 лет

Полезно: застенчивым, тревожным детям, детям с задержкой психического развития

Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.

Начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу…», «За тридевять земель…» и т. д. перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

«Подарки»

Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики

Возраст: 5-6 лет

Полезно: застенчивым, тревожным детям

Описание игры:

Дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.

Остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.

Пользоваться словами может только взрослый.

Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все, что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

«Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти

Возраст: 5-6 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы – игрушки, катушки, ручки и т. д.

Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка.

«Сравнения»

Цель: развитие творческого мышления

Возраст: 5-6 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Описание игры: ребенку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежинки, утюг и т. д.

Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения.

Дети дошкольного возраста испытывают большие сложности при необходимости подбора ассоциаций, так как их речь еще бедна. Лучший способ обогащения речи – это совместное чтение.

«Найди общее»

Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления

Возраст: 5-6 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития, застенчивым, тревожным детям

Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов

Описание игры: ведущий показывает по две карточки, а дети должны сказать, что общего между этими предметами. Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них – бензин, не помещаются в квартире, больше человека, шумят, когда заводятся и т. д.

В тех случаях, когда для рассмотрения детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимулировать мыслительную деятельность детей наводящими вопросами, касающимися свойств, размеров, действий с этими предметами.

«Что потом?»

Цель: развитие творческого мышления

Возраст: 5-6 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как…

Папа поймал большую рыбу…

После этого:

- Пруд стал мелкой лужей.

- Рыба перекусила леску и уплыла.

- Семья целый год ела рыбу.

- Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще и т. д.

Белоснежка кормила голубей…

Папа Карло стругал полено…

Аннушка пролила масло…

Воробьишка выпал из гнезда…

Бабушка испекла пирожки…

Если ответы детей однотипны. Взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

«Пуговичная поляна»

Цель: развитие внимания, воображения, образного мышления.

Возраст: 3-9 лет

Полезно: застенчивым детям, детям с задержкой психического развития

Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров

Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».

Чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитры с пластилином.

Игра может стать основой для придумывания сказок. Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картину или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения.

«Вывод»

Цель: развитие элементов логического мышления

Возраст: 6-7 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Описание игры: взрослый загадывает загадку, а дети должны отгадать.

Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?

Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий?

Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой?

Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто – хуже всех?

Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто хуже всех?

В качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков.

Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из разных областей (например, знания времен года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего)

«Что изменилось?»

Цель: развитие навыков счета, зрительной памяти

Возраст: 6-8 лет

Полезно: детям с задержкой психического развития

Описание игры: из палочек выкладывают фигуру, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

Важно оговорить с детьми, что фигурки не должны меняться абсолютно, изменяется лишь какая-нибудь деталь.

Список литературы:

1. Шмрокова Г. А., Жадько Е. Г. "Практикум для детского психолога",Ростов-на Дону, 2007

2. Под редакцией А. А. Реана "Психология человека от рождения до смерти",Москва, 2002

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова"Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические и подвижные игры, развивающие познавательную сферу, для детей 5–7 лет. Часть 2
Опубликовано: 9 мая 2013 в 09:42
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические и подвижные игры, развивающие познавательную сферу, для детей 5–7 лет. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Лютостанская (УИ 102560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД