Екатерина Ванюшина
Дидактические игры и игровые упражнения в младшей группе по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и игровые упражнения в младшей группе (3-4 года) по ФЭМП
КОЛИЧЕСТВО
Совершенствование умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества
Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке
Закрепление умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением)
Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в младшей группе по ФЭМП» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
«Почтальон принес посылку» Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес им посылку. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же им прислали. Он поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов: «Сколько пирамидок нам прислали? Сколько машин (матрешек, мячей) в посылке? Каких игрушек нам прислали много? А каких игрушек по одной?»
«Покормим воробышков» Воспитатель ставит на стол картонный заборчик на подставке, в прорезях которого сидят воробьи (по количеству детей, и спрашивает: «Сколько воробьев сидит на заборе?» (Много.)
Воспитатель предлагает покормить воробышков. Каждой птичке дети дают по одному зернышку.
«Сколько зернышек вы дали птичкам? – интересуется воспитатель. – Что можно сказать о количестве воробышков и зернышек?»
«Пришиваем пуговицы к кофточке» У каждого ребенка контурное изображение кофточки с петельками и пуговки (на одну меньше, чем петелек). Воспитатель дает задания: «К каждой петельке нужно пришить (приложить) пуговку. Сколько петелек? Сколько пуговок? Чего больше – петелек или пуговок? Чего меньше – пуговок или петелек? Сделайте так, чтобы в каждой петельке была пуговка».
«Медведь и пчелы» Воспитатель: Представьте, что вы «пчелки». Сколько «пчелок»? (Много.) А это домики-ульи (стулья по количеству детей). Сколько их? (Много.)
Воспитатель назначает кого-то из ребят, называя его по имени, на роль «медведя». Сколько «медведей»? (Один.)
Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!», - «пчелки» должны разлететься по своим «домикам» (сесть на стульчики). «Медведь» пытается поймать «пчелок». Если он никого не поймает, то идет «спать».
Пчелка, еще пчелка, еще пчелка. (Указывая на детей.) Сколько пчелок? (Много.) Сколько медведей? (Один.)
«Разноцветные шарики» Игра проводиться с небольшими подгруппами.
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых шарика в ряд. Предлагает детям положить столько же красных.
Применяем прием приложения, раскладывая шарики парами (зеленый-красный, дети убеждаются, что зеленых шариков столько же, сколько и красных.
Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда шариков, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. После каждого изменения спрашивает: зеленых шариков столько же, сколько и красных, или больше (меньше?
«Достань из мешочка» Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка много предметов, один предмет.
Усложнения: «Возьми в левую руку много предметов из мешочка, а в правую руку один предмет»
ВЕЛИЧИНА
Совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче
Совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже
Совершенствование умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже
Совершенствование умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше – меньше
«Завяжем коробки ленточками» Воспитатель вместе с детьми выясняет, ленточкой какой длины можно перевязать большую (маленькую) коробку. Предварительно они сравнивают ленточки по длине, находят длинную (короткую) ленту и перевязывает коробки.
«Машины, в гараж!» К воротам гаража прикреплены полоски бумаги разной ширины. Такие же полоски в руках у детей – это «номера» машины. «Машины» будут «ездить по городу», пока ведущий не скажет: «Машины, в гараж!». Каждая «машина» должна найти гараж со своим «номером» и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» машины к «номеру» на воротах. Если номера совпадут по ширине, то можно «въезжать».
Можно использовать разны варианты по длине, по высоте, по ширине, по величине, с геометрическими фигурами, по цветам и т. д.
«Построим башенки» Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.
«Скажи наоборот» Дети образуют круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит, например: «Палка длинная, а карандаш?»
Ребенок бросает мяч обратно и произносит слово с противоположным значением: «Короткий».
«Шарф узкий, а платок?»
«Поезд длинный, а автобус?»
«Шорты короткие, а штаны?»
Дерево высокое, а куст…
У мальчика волосы короткие, а у девочки…
Ручеек узкий, а река…
Дверь узкая, а окно…
И т. д.
«Найди такое же колечко» На подоконнике, столах, стульях расположены кольца от двух пирамидок. Воспитатель предлагает детям взять по одному кольцу от пирамидки и отправляет их искать такие же кольца.
Подобрав парные кольца, дети садятся за стол. Воспитатель сначала просит дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни пирамид. В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки будут собраны; нанизывая кольца, дети говорят: больше, меньше, еще меньше.
«Три медведя» Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).
ФОРМА
Совершенствование умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования
Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры
«Покажи и прокати» У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.
Аналогичные действия выполняются с квадратом.
Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?» (Углы.)
«Найди свой домик» На ковре лежат геометрические фигуры. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату и т. д. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.
«Чудесный мешочек» Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.
Второй вариант. Воспитатель называет какую-то геометрическую фигуру. Вызванный ребенок должен на ощупь найти фигуру в мешочке, достать и назвать ее. Затем убрать фигуру обратно. Дети поочередно достают из мешочка геометрические фигуры и называют их.
Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать большой треугольник, а другому – маленький. После того как дети выполнят задание, уточняет, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета, какой величины.
«Найди предмет по форме» По всей группе расставлены игрушки и предметы разной формы. На столе лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну геометрическую фигуру и найти игрушку или предмет такой же формы.
«Какой фигуры не стало?» Воспитатель показывает детям геометрические фигуры и предлагает с ними поиграть. Дети запоминают фигуры, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает одну фигуру, дети угадывают какой фигуры не стало.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела
Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди – сзади, слева – справа
Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения
«Куда пойдешь, то и найдешь» В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель предлагает детям поочередно выполнять задания: «Иди вперед. Остановись! Направо пойдешь – машинку найдешь. Налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?» Ребенок показывает и называет направление. «Направо пойду, машинку найду» - и выполняет задание. Дети проверяют правильность выполнения задания.
«Где звенит погремушка?» Дети стоят лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает закрыть глаза и определить, где звенит погремушка (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу).
«Куда спряталась мышка?» Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится, кошки боится.
К нам в гости пришла мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка от вас спрячется.
Ставит мышку на стол, (под стул, за книжкой, в корзинке и т. д.). Дети, открыв глаза, ищут мышку, найдя ее, говорят, где она находилась.
«Угадай, что загадали» Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.
Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».
Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном на правлении.
При повторном проведении игры надо поменять местам игрушки или заменить их другими.
«Сделай как я» Воспитатель выполняет различные движения и предлагает детям повторить их, затем просит выполнить действия по команде, переходя от одного вида движений к другому (прыгать, останавливаться, шагать, назвать, сколько движений сделали. (Один, много)
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Совершенствование умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь)
«День – ночь» В начале игры воспитатель выясняет, что дети делают днем (показывает картинку с изображением играющего ребенка) и что ночью (показывает картинку с изображением спящего ребенка). Затем поочередно включает то веселую мелодию, то колыбельную, называя время суток. Когда звучит веселая мелодия, дети бегают, прыгают и т. д., когда звучит колыбельная – они останавливаются и «засыпают».
«Когда это бывает» 1 вариант. Воспитатель произносит предложения: «Мы завтракаем утром, а обедаем… Мы встаем утром, а ложимся…» и т. д.
Дети дополняют предложения, показывают соответствующие карточки (с изображением детей в разное время суток) и устанавливают стрелку на модели суток.
2 вариант. С использование художественной литературы
«Наш день» Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д.
"Помоги зайчику найти фотографию" В гости к детям приходит зайчик и приносит фотографии. Детям нужно помочь зайчику определить правильную последовательность его суток.
Утром зайка проснулся, умылся, сделал гимнастику и т. д.
"Что делают люди" (утром, днем, вечером, ночью? Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны сказать, что нарисовано на картинке и когда люди это делают.