Получи документы

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1)

Ольга Стукалова
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1)

Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослым и без их участия не существуют.

Публикация «Дидактические игры, их особенности и значение, (Часть 1)» размещена в разделах

Для дидактической игры,как и для любой игры с правилами,характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так. в игре "Молчок" задача заключается в том, чтобы удержаться и не заговорить или не засмеяться первому: при игре в лото первому закрыть все клеточки большой карточки :в игре с пирамидкой собрать ее так,чтобы ребра представляли ровную линию. Разнообразны игровые действия:подбор предметов или картинок,нанизывание,складывание,передвигание,имитация движений; они могут представлять сложную цепочку,состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Действия часто сопровождается речью.

Существенным элементом для дидактических игр являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные:одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность. другие регулируют отношения между играющими.

Между игровым замыслом,игровыми действиями и правилами существует взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решать игровую задачу. Таким образом,ребенок в игре учится непреднамеренно.

" Это свойство игры обучать и развивать ребенка через игровой замысел,

действия и правила называется автоматизмом"(А. П. Усова).

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. В одних играх самоорганизующим элементом является задача,считалка,в других -текст песенки или слова,определяющие действия,иногда в игре есть водящий ("лото", "прятки").

Типичной дидактической игрой является лото (любого содержания).

Первому правильно закрыть клетки большой карточки -основная игровая задача. Она решается через ряд игровых действий :выслушать водящего,закрыть клетки большой карточки,проверить партнеров. Правила игры несложны :ведущий не торопясь говорит,что изображено на его карточке, и делает заявку только тот,у кого есть соответствующее изображение на большой карточке. Обучающая задача в лото выступает опосредованно. Она скрыта игровыми действиями. Основное развивающее значение игры -упражнение в применении знаний,уточнение и закрепление их,развитие внимания.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний,более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных на систематизацию знаний (лото "Четыре времени года", "Игрушки", "Растет,цветет и греет").

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических и познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета,величины,форма предметов,накопление сенсорного опыта. В игре с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения,обобщения,классификации. В ряде игр формируются сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров,их сигналами. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам,так как от точности соблюдения зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения,организованности.

Большинство игр являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей,а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений между детьми. Дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей.

Публикации по теме:

Методические рекомендации проведения занятий по игротренингу Коржавина Марина Игоревна, воспитатель ГБДОУ №93, Фрунзенского района, Санкт-Петербурга Методические рекомендации проведения занятий по.

Мы любим спорт.Мы любим спорт. Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей радостью. Мы с детьми участвовали в городских соревнованиях по плаванию. И заняли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 12:54
+156Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД