Валентина Алексеева
Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры.
Игра «Острова»
Дидактическая задача. Учить детей использовать в своей речи такие этические термины как терпение, милосердие, щедрость, чуткость.
Материал. Листы бумаги, лежащие на полу.
Публикация «Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и горе, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. На любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие и т. д.
Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок, занять его и придумать ему название. А названием острова будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни».
Игра «Пираньи»
Дидактическая задача. Воспитывать у детей желание прийти на помощь другим.
Материал. Листы бумаги, лежащие на полу.
Ход игры. Педагог говорит детям:
- Давайте сейчас попробуем сделать свое сердце добрым. Представьте себе, что вы плаваете в речке. На ней расположены маленькие острова. Как только в речке появится стая хищных рыб, вы должны сами спрятаться на одном из островов и помочь другим детям сделать это, как бы ни был мал ваш остров.
Звучит музыка. Дети двигаются вокруг «островов». Как только музыка прекращается, стараются занять место на одном из них и помочь товарищам сделать то же самое. Если на острове тесно, воспитатель предлагает поддержать руками друг друга, чтобы даже пяточки не свисали над «рекой».
Игра «Рождественская звезда»
Дидактическая задача. Намотать веревочку на палку.
Материал. Две палочки, связанные между собой, посередине веревочки – звезда.
Ход игры. Двум игрокам даются палочки. Задание: кто быстрее дойдет до звезды.
Игра «Передача звездочки»
Дидактическая задача. Воспитывать быстроту реакции, умение выполнять упражнения по заданию.
Материал. Звездочка (из бумаги, плотной ткани или фанеры).
Ход игры. Все становятся в круг, играет музыка, звезду передают по кругу. На ком музыка останавливается, тот должен что-либо сделать.
Игра-загадка «Странные плоды»
Дидактическая задача. Учить отгадывать загадки, логически мыслить. Отличать зло от добра.
Материал. Дерево на листе ватмана. На нем «плоды» с одной стороны черные, с другой – белые.
Ход игры. Педагог показывает на лист и говорит: «Перед нами – дерево. На нем растут странные плоды. С одной стороны они черные, с другой белые. Надо подойти к дереву и отгадать мою загадку. От ответа будет зависеть, какой стороной повернуть плод».
Дети по очереди подходят к дереву, слушают загадку и, если необходимо, поворачивают плод.
Загадки.
***
Оля превозносится.
Все с собою носится.
Да, пора уже лечиться,
Коль привыкла ты… (гордиться).
***
У кого-то нету мамы,
Кто-то одинокий самый,
Но никто не сирота,
Если в ближних… (доброта).
***
За другими замечаешь,
И неправды обличаешь
Все других, да вот беда:
Катя, ты же… (ябеда).
***
Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред вами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша… (вера).
***
Я себя всегда жалею,
По-другому не умею,
Плачу, плачу нынче я.
Это – грех… (уныния).
***
Божья Мать сегодня рада:
Я сказал не ложь, а… (правду).
***
Стол у Павлика в порядке,
И на месте все тетрадки
И портфель. И нам понятно:
Павлик – мальчик… (аккуратный).