Лучший педагог года

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (16 фото)

Екатерина Серова
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

Вот уже седьмой год я работаю на речевой группе. Наш диагноз - общее недоразвитие речи. Поэтому развитие речи и всех сопутствующих компонентов первоочередная задача в работе.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во вотором веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. [3, С. 4-5]

Публикация «Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук» размещена в разделах

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. [5, С. 3]

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. [3, С. 4]

Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]

Исходя из всех теоретических предпосылок я подобрала, разработала и создала (сшила) специальные дидактические игры на развитие мелкой моторики рук.

Панно "Лесная поляна"

Фото №1 Вот уже седьмой год я работаю на речевой группе

Панно должно помочь «подготовить руку» в умении плести разные нити, переплетать их в косички, а также позволит сделать пальцы гибкими и послушными, готовыми к работе с тоненькими нитями и нитями потолще, для аккуратной и точной работы по созданию художественного изделия.

В нём собрано всё необходимое: кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы. Панно представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Оно сделано с расчетом, что на нем одновременно могут упражняться сразу 5-6 человек. С панно можно работать как индивидуально, так и коллективно.

Оно предполагает:

1. Плетение и перенаправление косичек – «дождинок» из тучек;

Фото №2 Наш диагноз общее недоразвитие речи

2. Направление и плетение лучиков солнца;

Фото №3 Развитие ребенка

3. Перебирание бусинок на паутинке;

4. Отворачивание крышек с жителями полянки для путешествия по ней;

5. «Распределение» русла реки: переплетение нитей;

6. Хождение по мостику и перебирание бусинок – «оградок»;

7. Одевание и раздевание (липучки) волшебного гномика;

8. Создание дома для волшебного гнома (шнуровка);

9. Одевание листвы на кустарники и деревья;

10. Пристёгивание и отстёгивание лепестков ромашки;

Фото №4 Материалы для педагогов развитие речи и всех сопутствующих компонентов первоочередная задача в работе

11. Появление и исчезновение цветов на поляне;

12. Шнуровка, пристегивание частей поляны для создания целостной картины и т. д.

Фото №5 Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во вотором веке до н Фото №6 Специалисты утверждали что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии

Панно «Солнышко»

(на фото слева)

Фото №7 Публикация Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук размещена в разделах Дидактические игры Мелкая моторика Мелкая моторика

Панно представляет собой тканевую основу с нашитым на неё солнышком. От солнышка «протянуты» лучики (шнурки). Данное панно поможет развить умение плести различные косички в три, четыре и более прядей. Его можно использовать для укрепления и развития мелкой моторики пальцев рук, для развития внимания, усидчивости, аккуратности; повышения чувствительности пальцев; для сенсомоторного развития, воспитания усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Работа с данным панно предполагает индивидуальный характер, воспитатель по мере необходимости может помочь воспитаннику. Дидактическое пособие

Панно «Змейки»

(на фото справа)

Фото №8 Игры и пособия Развитие ребенка

Панно представляет собой тканевую основу с вшитыми крышечками, на которых закреплены шнурочки разных цветов – это змейки. Необходимо направить змейки в разные направления, изображая плавность (волнообразность) движения змеи в природе. Их можно пересекать, обвивать друг о друга, обворачивать вокруг крышечек, переплетать, раскатывать между ладоней, наматывать на палец, заворачивать в кольцо. Данная работа позволит развить и укрепить мелкую моторику пальцев рук, повысить концентрацию внимания, аккуратность, сформирует быстрые и точные движения пальцев рук. Заниматься с панно могут несколько человек одновременно. Работа со змейками яркая и интересная.

Дидактическая игра

«Вышивальщицы»

Фото №9 Материалы для педагогов Темочки Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.

Материал: в шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.

Ход: Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.

Дидактическая игра

«Бусы»

Фото №10 Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности развитие речи

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.

Фото №11 Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук но и с губ снимают умственную усталость

После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Дидактическая игра

«Пальчиковый сухой бассейн»

Фото №12 Они способны улучшить произношение многих звуков а значит развивать речь ребёнка

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, катушки, нитки, пуговицы, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты и т. п.)

Ход: Ребёнок просовывает руку в отверстие в коробке и на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Можно предложить ребёнку сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята пусть попытаются по описанию отгадать, какой предмет загадан.

Дидактическая игра

«Плетение»

Фото №13 Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН М

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук; обучение приёму переплетения нитей для успешного усвоения дальнейшей навыков плетения ковриков на круглой и прямоугольной раме; развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, аккуратности, точности и привитие бережного отношения к дидактическому пособию.

Материал: картонные рамы с продольными, вертикальными и диагональными полосками, тесьма.

Ход: Преподаватель показывает ребятам образцы тканей крупного переплетения нитей. Ребята под лупой или сами рассматривают ткань. Воспитатель рассказывает, о том для чего необходимо переплетать нити, и какими свойствами обладают ткани в зависимости от различного переплетения нитей. Показывая на образце, воспитатель уточняет тонкость в переплетении 2-ой нити.

Фото №14 Антакова Фомина была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики

Далее ребёнок самостоятельно переплетает нити на различных рамках.

Дидактическая игра

«Шнуровки»

Фото №15 Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.

Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.

Ход: Воспитатель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Преподаватель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.

Надеюсь, что мои наработки помогут многим в работе.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 96с.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.

4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук
Опубликовано: 21 октября 2012 в 15:43
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД