Екатерина Серова
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже седьмой год я работаю на речевой группе. Наш диагноз - общее недоразвитие речи. Поэтому развитие речи и всех сопутствующих компонентов первоочередная задача в работе.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во вотором веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. [3, С. 4-5]
Публикация «Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. [5, С. 3]
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. [3, С. 4]
Движения рук управляются несколькими механизмами:
А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;
В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
Г) зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]
Исходя из всех теоретических предпосылок я подобрала, разработала и создала (сшила) специальные дидактические игры на развитие мелкой моторики рук.
Панно "Лесная поляна"
Панно должно помочь «подготовить руку» в умении плести разные нити, переплетать их в косички, а также позволит сделать пальцы гибкими и послушными, готовыми к работе с тоненькими нитями и нитями потолще, для аккуратной и точной работы по созданию художественного изделия.
В нём собрано всё необходимое: кнопки, шнурки, застежки, липучки, бусинки, молнии, крючки, пуговицы. Панно представляет собой тканевую основу с нашитыми на неё элементами, служащими для развития мелкой моторики рук детей. Оно сделано с расчетом, что на нем одновременно могут упражняться сразу 5-6 человек. С панно можно работать как индивидуально, так и коллективно.
Оно предполагает:
1. Плетение и перенаправление косичек – «дождинок» из тучек;
2. Направление и плетение лучиков солнца;
3. Перебирание бусинок на паутинке;
4. Отворачивание крышек с жителями полянки для путешествия по ней;
5. «Распределение» русла реки: переплетение нитей;
6. Хождение по мостику и перебирание бусинок – «оградок»;
7. Одевание и раздевание (липучки) волшебного гномика;
8. Создание дома для волшебного гнома (шнуровка);
9. Одевание листвы на кустарники и деревья;
10. Пристёгивание и отстёгивание лепестков ромашки;
11. Появление и исчезновение цветов на поляне;
12. Шнуровка, пристегивание частей поляны для создания целостной картины и т. д.
Панно «Солнышко»
(на фото слева)
Панно представляет собой тканевую основу с нашитым на неё солнышком. От солнышка «протянуты» лучики (шнурки). Данное панно поможет развить умение плести различные косички в три, четыре и более прядей. Его можно использовать для укрепления и развития мелкой моторики пальцев рук, для развития внимания, усидчивости, аккуратности; повышения чувствительности пальцев; для сенсомоторного развития, воспитания усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Работа с данным панно предполагает индивидуальный характер, воспитатель по мере необходимости может помочь воспитаннику. Дидактическое пособие
Панно «Змейки»
(на фото справа)
Панно представляет собой тканевую основу с вшитыми крышечками, на которых закреплены шнурочки разных цветов – это змейки. Необходимо направить змейки в разные направления, изображая плавность (волнообразность) движения змеи в природе. Их можно пересекать, обвивать друг о друга, обворачивать вокруг крышечек, переплетать, раскатывать между ладоней, наматывать на палец, заворачивать в кольцо. Данная работа позволит развить и укрепить мелкую моторику пальцев рук, повысить концентрацию внимания, аккуратность, сформирует быстрые и точные движения пальцев рук. Заниматься с панно могут несколько человек одновременно. Работа со змейками яркая и интересная.
Дидактическая игра
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.
Материал: в шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.
Ход: Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.
Дидактическая игра
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Материал: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.
Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.
После этого ребёнок приступает к созданию бус.
Дидактическая игра
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, катушки, нитки, пуговицы, шарики, кусочки меха, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты и т. п.)
Ход: Ребёнок просовывает руку в отверстие в коробке и на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Можно предложить ребёнку сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята пусть попытаются по описанию отгадать, какой предмет загадан.
Дидактическая игра
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук; обучение приёму переплетения нитей для успешного усвоения дальнейшей навыков плетения ковриков на круглой и прямоугольной раме; развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, аккуратности, точности и привитие бережного отношения к дидактическому пособию.
Материал: картонные рамы с продольными, вертикальными и диагональными полосками, тесьма.
Ход: Преподаватель показывает ребятам образцы тканей крупного переплетения нитей. Ребята под лупой или сами рассматривают ткань. Воспитатель рассказывает, о том для чего необходимо переплетать нити, и какими свойствами обладают ткани в зависимости от различного переплетения нитей. Показывая на образце, воспитатель уточняет тонкость в переплетении 2-ой нити.
Далее ребёнок самостоятельно переплетает нити на различных рамках.
Дидактическая игра
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительно – моторной координации; воспитание усидчивости, внимания, аккуратности; обучение способам переплетения и завязывания шнурков.
Материал: картонные листы с пробитыми в них дырками; шнурки.
Ход: Воспитатель уточняет у ребят, в каких случаях человек использует шнурки. Преподаватель показывает различные способы шнурования, после того как ребёнок усвоил, он приступает к самостоятельной работе. Ребёнок пропускает шнурок в пробитые отверстия, создавая различные линии. В конце каждой линии ребенок должен завязывать шнурок.
Надеюсь, что мои наработки помогут многим в работе.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 96с.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.
4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.