МААМ-картинки

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников

Елена Бельская
Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников

«Шумовые баночки»

3-4 года

Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы)

Оборудование : металические баночки с крупами: рисом, пшеном, семечками, гречкой, фасолью, горохом.

Ход игры : 1. воспитатель гремит баночками сначала с пояснением

2. воспитатель гремит баночками, дети определяют вид крупы, выигрывает тот кто определит больше всего крупп

Публикация «Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Источник : Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Полянка»

3-4 года

Цель: развивать фонематический слух

Оборудование: игрушки: заяц, медвежонок, белка, ежик.

Ход игры:

Воспитатель : Дети на полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному : заяц – 1 раз, медвежонок – 2, белка – 3, а ежик – 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришел на полянку, кто отгадает больше животных тот и выйгрывает.

Источник: Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Дружные звуки»

4-5 лет

Цель: развивать фонематический слух, научить узнавать на слух звуки, произносимые с утрированной интонацией.

Речевой материал: А-а-аня – А-а-алла, О-о-оля – И-и-игорь, У-у-уля – И-и- ира, а-а-астра – а-а-аист,о-о-осень – о-о-ослик, и-и-игру – и-и-имя, а-а-адрес – у-у-умный, о-о-обруч – у-у-утка

Ход игры:

Воспитатель : Жили разные звуки в одном Звуковом царстве. Когда стали создавать слова, пришлось им разойтись по своим домам-словам. И вместо одного звука [а] появилось много таких же звуков [а]. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по два слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если в словах звуки одинаковые. Победит тот кто определит больше всех одинаковые звуки.

Источник : Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Куклы заблудились»

4-5 лет

Цель: развивать умения выделять в словах ударный звук, развивать фонематический слух.

Ход игры : Дети получают задание слушать текст, находить слова с заданным звуком и запоминать их. После прочтения воспитатель спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Воспитатель : Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпачке –

На дубовом сундучке.

Источник: Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Построй пирамиду»

5-6 лет

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Оборудование : 1) демонстрационный материал – аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды – 5 квадратов, выше – 4, потом 3 и 2 квадрата. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

2) предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков :

- 2 звука : еж, уж, ус

- 3 звука : мак, рак, сыр, жук, ухо, ком, сом

- 4 звука : рыба, ваза, роза,лиса,утка,жаба

- 5 звуков : сумка, туфли, кофта,миска,кошка,мышка

Ход игры : воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчетливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Ребенок ставит эту картинку в нужный ряд. Ошибочный вариант не засчитывается, в этом случае картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненых квадратов. В конце игры воспитатель спрашивает о том, как устроена эта пирамида.

Источник: Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Звонкий – глухой звук»

6-7 лет

Цель: развивать умение выделять глухой и звонкий звуки из слов, развивать фонематический слух, внимание и память

Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточки с изображением предметных картинок.

Ход игры : дети берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале слова. Воспитатель показывает по одной картинке и спрашивает : «Кому она подходит?» дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного [с]. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке.

Воспитатель : На большую карточку с желтым прямоугольником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником – картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова.

Источник : Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

«Утки и окуни»

6-7 лет

Цель : развивать умение определять на слух и различать в словах ударные гласные звуки [о] и [у]

Речевой материал: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, озеро, овцы, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, уголь.

Ход игры : дети делятся на две команды – «Окуни» и «Утки». Они двигаются произвольно по полянке. Воспитатель произносит поочередно слова то с ударным звуком [о], то с ударным звуком [у]. дети –«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], «утки» - когда услышат слово со звуком [у]. кто не остановился вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех оставался на полянке.

Источник : Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.

Дидактические игры направленые на формирование морфологического строения речи

«Вежливый и грубиян»

3-4 года

Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Ход игры:

Воспитатель : Жили-были два мальчика. Один вежливый и ласковый, другой – грубый. (воспитатель схематично рисует два лица: улыбающееся и недовольное. Затем называет имя, ребенок отвечает, как это имя звучит ласково или грубо.) выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок

Оля- Оленька – Олька

Аля – Аленька –Алька

Галя – Галечка – Галька

Валя – Валечка – Валька

Филя – Филечка – Филька

Неля – Нелечка – Нелька

Толя – Толенька – Толька

Геля – Гелечка – Гелька

Коля – Коленька – Колька

Уля – Улечка – Улька

Юля – Юлечка – Юлька

Эля – Элечка – Элька

Поля – Полечка – Полька

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Один - много»

3-4 года

Цель: упражнять в образовании мн. ч. существительных в И. п. и Р. п.

Ход игры :Воспитатель называет ед. ч. ,а дети мн. ч., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Гусь –гуси – много гусей

Лось – лоси – много лосей

Семечка – семечки – много семечек

Сигнал – сигналы – много сигналов

Силач –силачи – много силачей

Синица – синицы- много синиц

Письмо- письма – много писем

Рысь – рыси – много рысей

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Он и я»

4-5 лет

Цель: упражнять в образовании возвратных глаголов 1-го л. ед. ч.

Ход игры : Воспитатель дает образец :

Он умывается, и я умываюсь.

Он боится, и я боюсь.

Он моется, и я моюсь.

Далее воспитатель называет глаголы, дети образуют возвратную форму. За правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Готовится, купается, надеется, обувается, поднимается, катается, пугается, катится, веселится, ложится, улыбается, учится, лечится, чешется, убирается, вытирается, вернется, греется.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Большое - маленькое»

5-6 лет

Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Ход игры : Воспитатель называет существительное, а дети образуют уменьшительно-ласкательную форму:

Ветка-веточка. ., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок.

Словарь: кофта, майка, вода, овца, кольцо, папка, яйцо, лента, мама, папа, утка, ванна, тумба, линейка, туча, пауки, собака, санки, коса, коза, кисть, замки, звезда, шапка, молоко, бутылка, облако, каблуки, футболка, книга, рука, коробка, корзина, река, брюки, крыльцо.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Что делать?»

5-6 лет

Цель: упражнять в образовании глаголов соверш. вида префиксальным способом (с помощью приставки вы-)

Ход игры : воспитатель называет глаголы наст. вида, дети образуют глаголы соверш. вида с помощью приставки вы-,., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Кинуть – выкинуть, дуть – выдуть. Менять, мыть, падать, бить, копать, купать, бить, купить, лепить, летать, лить, катить, носить, гнать, думать, сидеть, ходить, тянуть, топтать, двинуть, давать, хватить, писать, нести, сохнуть, сыпать, следить, ставить, мести, плыть, печь, чистиь, тащить, рыть, красить.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Что делать?»

6-7-лет

Цель: закреплять образование глаголов совершенного вида префиксальным способом (с помощью приставки про-)

Ход игры : Воспитатель дает образец : слушать – прослушать, читать –прочитать, бежать – пробежать, шли – прошли.

Далее воспитатель называет глаголы, дети образуют глаголы соверш. вида с помощью приставки про-, за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь: следить, давать, ехали, ходит, учить, носить, менять, нести, носить, сохли, двинуть, расти, верить, говорить, лететь, лечить, лезть.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Сложные слова»

6-7 лет

Цель: закреплять образование сложных (двукоренных) слов.

Ход игры : воспитатель дает образец : у снегиря красная грудка - красногрудый снегирь.

Далее воспитатель говорит предложение – дети образуют сложные слова, за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь : у девочки черные брови – чернобровая девочка. У птицы черный хвост – чернохвостая птица. У собаки длиные уши – длинноухая собака. У человека добрая душа – добродушный человек. У человека доброе сердце – добросердечный человек.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

Дидактические игры направленные на формирование синтаксического строя речи

«Какой»

4-5 лет

Цель: упражнять в образовании относит. и притяжат. прилагательных, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход игры : воспитатель дает образец, далее дети выполняют по образцу., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь: погода осенью – осенняя погода, человек, у которого семья. Лист осины. Улица в селе. Дом соседей. Волосы с сединой. Жало осы. Рога лося. Шея гуся. Хвост лисы. Стакан из стекла. Лиса из пластилина.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Чья одежда?»

4-5 лет

Цель: упражнять в образовании притяжат. прилагательных, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход игры : воспитатель дает образец – дети выполняют по образцу., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Рубашка Славы – Славина рубашка. Пальто Артема. Водолазка Егорки. Шорты Володи. Платье Маруси. Футболка Ромы. Халат Раи. Гольфы Риты. Шарф Гали. Жилет Бори. Берет Леры.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Где находится?»

5-6 лет

Цель: упражнять в употреблении предложно-падежной конструкции – предлог «в» + имя существительное в П. п.

Ход игры : воспитатель называет два слова, ребенок составляет из них фразу с предлогом «в», за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь: цветы, ваза. Девочка, ванна. Вода, самовар. Волны, море. Ватрушка, духовка. Весло, лодка. Волк, лес. Васильки, поле. Диван, квартира.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Какой?»

5-6 лет

Цель: упражнять в образовании относит. и притяжат. прилагательных, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.

Ход игры : куртка из кожи – кожаная куртка. ., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Икра из баклажанов. Капли для желудка. Торт из желе. Иголка ежа. Берлога медведя. Шорты из джинсов. Вагон для багажа. Пакет из бумаги. Мед из тайги. Винт из железа. Воротник из кружев.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря.

«Скажи наоборот»

3-4 года

Цель: упражнять в подборе антонимов

Ход игры : воспитатель дает образец, далее называет слова, дети подбирают антоним, за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

густая – жидкая, лучше, шире, дальше, выше, завтракать, грубый, нельзя.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Какие мы?»

3-4 года

Цель: упражнять в подборе синонимов

Ход игры : Воспитатель, обращаясь к детям, просит их рассказать, какие мы? (дети называют прилагательные – дружные, веселые, хорошие, послушные и т. д., за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок.

Источник : Т. И. Петрова, Е. С. Петрова Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М: Школьная пресса,2006, 120 с.

«Скажи наоборот»

4-6 лет

Цель : упражнять в подборе антонимов

Ход игры : воспитатель называет слова, дети подбирают антоним, за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь: низкий, налить, испачкать, рабочий, вдох, вход, зашел, закатился, влетел, занесли, положить, забыл, расставались, старый, мы, наш, вблизи, вверх, поперек, назад, вправо, влево, никогда, безвкусный.

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

«Скажи по-другому»

6-7 лет

Цель: упражнять в подборе синонимов

Ход игры : воспитатель называет слова, дети подбирают как можно сказать по- другому, за правильный ответ ребенок получает жетончик, выигрывает тот кто ответит больше всех без ошибок:

Словарь: охранять (дом) – сторожить. Мягкий, трудное, веселый, (ветер листья) завертел, заскочил, включать, ездить, старая бабушка, трасса, баранки, тороплюсь, мех (зайца, шуршат (листья, протянешь (ладошку).

Источник : Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М. : Сфера, 2015.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста,.

Дидактические игры по развитию речи дошкольников Дидактические игры по развитию речи дошкольников Цель дидактической игры: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное.

Игры по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе 1) Словесно-речевая игра «Надуваем воздушный шарик». Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи» Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача и она.

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Звуковая культура речи.

Настольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольниковНастольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников Настольно-дидактическая игра по развитию речи "Составь букет" Цель: автоматизировать в словах звуки [С], [З], закрепить умение дифференцировать.

Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников Упражнения и игры, направленные на снижение агрессивности у дошкольников 1. «Головомяч» Цель: развивать сотрудничество в парах, формировать.

Здоровьесбережение и развитие звуковой культуры речиЗдоровьесбережение и развитие звуковой культуры речи Детки в начале своего жизненного пути неуверенно владеют второй сигнальной системой. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его.

Занятие по формированию звуковой культуры речи «Звук [з]» Тема: Звуковая культура речи: звук [з]. Цель: автоматизируем звук [з] изолировано, в слогах и словах; учимся произносить звук [з] твёрдо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 30 января 2016 в 10:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД