Ирина Вит
Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Назови и отгадай
Цель: закрепить правильное произношение звука [ З] в словах, определять его наличие в слове
Материал: картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ З ], парные к ним картинки без звука
Ход: воспитатель выставляет парные картинки и просит детей назвать их. Затем предлагает назвать только те в на названии которых есть звук [ З ].
Например: замок – ключ, коза – корова.
Воспитатель исправляет ошибки в речи детй, выделяя звук голосом.
Помоги художнику
Публикация «Дидактические игры по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Цель: упражнять в умении подбирать похожие по звучанию слова
Материал: картинки с изображением предметов
Ход игры : в – ль показывает картинку и просит назвать её. Затем показывает чистый листок и просит детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. слова произносятся хором, индивидуально, обращая внимание на сходство и различие слов.
Например:кит – кот, рак – мак, мишка – пышка,жук – лук.
Продолжи слово
Цель: закреплять правильное произношение некоторых звуков в словах.
Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить
Например: Ра –ра-ра начинается иг.
Ры –ры –ры у мальчика ша…
Ро –ро –ро у нас новое вед…
Ру –ру –ру родолжаем мы иг…
Затем предлагает детям самим придумать фразу.
Поезд
Цель: закреплять умение определять наличие определённого звука в словах
Материал: паровозик с 3 вагонами,9 предметных картинок к звукам.
Ход игры : В. показывает паровозик и картинки с изображением животных и говорит,что каждое животное может ехать только в своём вагоне. В 1 вагоне могут ехать животные в названии которых есть звук определённый звук, например : «м», во 2 вагоне со звуком «л», в 3 вагоне «к». Для того чтобы рассадить животных выбирают трех проводников и контролёра. Затем дети и картинки меняются.
Кто больше
Цель : упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.
Материал: сюжетная картинка,например «улица»,фишки.
Ход игры :воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек
Выдели слово.
Цель: Учить выделять из речевого потока слов – слова с определённым звуком.
Ход игры : в – ль медленно произносит слова выделяя звук голосом и предлагает детям хлопать в ладоши если услышат звук в слове.
Что в мешочке
Цель: Закреплять правильное произношение звука[ц],выделять слова со звуком из группы других слов.
Материал: мешочек с игрушками в названии которых есть звук[ц], например: курица, пуговица,ножницы, а также другие игрушки: мяч, кубик
Ход игры : Воспитатель показывает мешочек с игрушками и предлагает доставать по очереди доставать игрушки и называть их. Когда все игрушки окажутся на столе воспитатель предлагает выбрать те игрушки, в названии которых есть звук[ц] и назвать их.
Магазин
Цель: упражнять в правильном произношении слов с заданным звуком
Материал: игрушки в названии которых есть заданный звук
Ход игры : На стол выставляются игрушки, дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям приходить в магазин, и покупать только те игрушки, в названии которых есть заданный звук. Название игрушки произносится громко, выделяя звук голосом
Угадай, кто кричит.
Цель: развитие слухового внимания, добиваться чёткого произношения звуков в словах.
Материал: игрушки – животные.
Ход игры : Воспитатель показывет игрушки называя их и имитирую их крик, затем ставит их за ширму. Ведущий – ребенок встаёт за ширму и выбрав игрушку имитирует крик животного, отгаданная игрушка выставляется на стол.
Первый отгадавший – ведущий.
Подарки
Цель: закрепить правильное призношение звука [ш] в словах.
Материал: кукла – мальчик и кукла – девочка, игрушки: машинка, мишка, мышка, и другие игрушки в названии которых есть звук[ш].
Ход игры : Воспитатель показывает кукол (Миша и Маша) и предлагает им на день рождения выбрать подарки. Воспитаель обращает внимание на наличие звука в словах, и следит за чётким произношением слов.
Подберём игрушку
Цель: закреплять произношение звука «ж» в словах. Находить предметы в названии которых есть звук.
Материал: кукла, игрушки: жук, жираф, ёжик, флажок, и др.
Ход игры : Воспитатель раскладывает игрушки по группе, затем показывает куклу и Предлагает придумать имя для куклы со звуком «ж»,и подарить кукле игрушки,но только те, в названии которых есть звук «ж». Дети и воспитатель идут по группе ищут игрушки для куклы, громко называя их.
Похожие слова
Цель: учить находить слова похожие по звучанию.
Материал: игрушки названия которых похожи по звучанию.
Ход игры : воспитатель показывает и называет игрушку: «миишшкаа». Дети повторяют слово. Воспитатель предлагает подобрать похожее слово, например:мишка мышка, шишка, пышка… Молодцы много слов придумали. с остальными игрушками по анологии.
Отгадай
Цель: определение первого и последнего звука в слове
Ход игры : воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове
Угадай – ка
Цель: выделение первого звука в слове.
Ход игры : воспитатель предлагает детям ряд заданий:
1 Назвать первый звук в именах детей
2 Назвать первый (последний) звук в словах названых воспитателем
3 Подобрать слова начинающиеся с заданного звука.