Лященко
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Подзорная труба».
Цель: подготовить словарный запас, составить тематический словарь.
Методические рекомендации: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине.
Правило игры : из альбомного листа делаем имитацию подзорной трубы, наводить глазок подзорной трубы на один объект и называем его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
2. Развивающая игра «Охота за подробностями».
Цель: определение деталей одного объекта.
Методические рекомендации: научить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д. р. Классификационная группа обозначается обобщающим словом, затем проводим моделирование выявленных объектов схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами.
Правило игры : на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины.
3. Дидактическая игра «Ищу друзей» или «Ищу недругов».
Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине.
Методические рекомендации: найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна.
Правило игры : воспитатель указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат.
4. Развивающая игра «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит.»
Цель: привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод).
Методические рекомендации: объекты на картине связаны, важно доказать это. Последовательность объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость.
Правило игры : Воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения. Например: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь".
5. Дидактическая игра «Веселые человечки».
Цель: учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Методические рекомендации: дети должны описать объекты на картине, используя прием «Вхождения в картину». Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта и т. д. Задача воспитателя активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Правило игры : В гости пришли веселые человечки: «Носастик», «Ушастик», «Языкастик», «Рукастик». Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. Они предлагают «попутешествовать» с ребятами по картине. Воспитатель призывает обратиться к помощи человечков и «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус». Веселые человечки должены начать речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «я слышу.», «когда я трогаю руками…», а дети продолжают.
6. Дидактическая игра «Машина времени».
Цель: учить детей составлять рассказ- фантазию о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Методические рекомендации: дети должны составить рассказ – фантазию, развивая сюжет во времени. Для этого воспитатель использует прием перемещения во времени, определяя настоящее, прошлое, будущее, время года, части суток и т. д. Объекты, выбранные на картине лучше описывать по группам (растительный, животный мир, живая, неживая природа, предметы созданные руками человека).
Правило игра: для игра вам понадобиться фланелеграф или магнитная доска, схематично изображенный объект.
В-ль: Ребята, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на машине времени. С собой вам необходимо взять друга с картине и посмотреть, что с вашим другом было в прошлом или будет в будущем, а когда вернетесь в настоящее, расскажете нам о вашем путешествии. Приготовились, закрыли глаза (играет космическая музыка, открыли глаза «мы в прошлом». Воспитатель предлагает подумать, кем и чем выбранный объект был в прошлом и т. д. В рассказе следует употреблять фразы (было –будет, утро –вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –после того). Здесь воспитателю понадобиться классификационная группа.