Коротаева Лидия Николаевна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Закрепление знаний детей о перелётных птицах.
Задачи: Образовательные: Расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять навыки словообразования и словоизменения (образование притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, навыки пространственной ориентации.
Совершенствовать слоговую структуру слов, связную речь.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать речевую активность, диалогическую речь интонационную выразительность речи, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением леса, поля, луга, птиц, животных, насекомых; дидактические игровые пособия: «Логокуб», «Ромашка», «Протяни дорожку»; муляж орла, аудиозапись «Звуки природы»
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Поздоровайтесь с гостями.
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дай соседу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени
Утра доброго желай.
2. Логопед. Дети, я рада, что мы могли подарить друг другу немного своего тепла и доброты. Эти качества нам сегодня пригодятся. Я приглашаю вас сегодня на заседание клуба «Любители природы».
Чтобы узнать, о ком пойдёт сегодня речь, вам необходимо построить буквы по росту.
Ы Ц И Т П
П Т И Ц Ы
Логопед. Начнём мы наше заседание с небольшой беседы. Я бы хотела узнать, каких перелётных птиц вы знаете.
Дети перечисляют перелётных птиц и выбирают из предложенных картинок только те, на которых изображены перелётные птицы (Ласточка, стриж, лебедь, скворец, грач, журавль, жаворонок, кукушка, Зяблик, трясогузка).
Логопед. Посмотрите, сколько разных птиц прилетит скоро в родные края. Птицы так похожи и такие разные. А чем похожи птицы? Что у них общего?
И чем они отличаются?
Дети перечисляют общее -- два крыла, две лапки, круглая головка, овальное тельце, оперение, пух; отличие – размер, цвет оперения, пение, место обитания и гнездования, корм.
Как вы думаете, почему сегодня мы решили поговорить о перелётных птицах?
Дети. Потому что наступила весна, и перелётные птицы прилетают в родные края.
Логопед. Какие народные приметы или поговорки вы знаете в связи с этим.
Дети. – Грачи на крыльях весну принесли.
- Летит скворец, зиме конец.
Логопед. Действительно, весна постепенно вступает в свои права, и мы видим её приметы, чувствуем её приближение.
2. Физкультминутка.
От сосулек – звон, звон: Хлопки на каждое слово.
Просыпайся, клён, клён! Движения кистями рук вверх, вниз.
Растопился снег, снег. Потирать ладошки друг о друга.
Ручейки в бег, в бег. Волнообразные движения руками.
Гром шагает: топ, топ. Топать на каждое слово.
Почки слышно: хлоп, хлоп. Хлопки на каждое слово.
3. Логопед. Мы ждём возвращения наших пернатых друзей в родные края. Но на этом долгом пути их подстерегают разные опасности. Не все птицы, к сожалению, смогут вернуться на родину. Я предлагаю вам отправиться навстречу птицам и помочь им избежать некоторых опасностей.
Отправимся мы в наше путешествие на воздушном шаре. Но вначале нам надо наполнить его воздухом, чтобы мы могли подняться на высоту птичьего полёта.
Выполняется дыхательное упражнение «Надуем шарики» (контроль ладонью).
Логопед. Мы полетим, а вы следите за моей речью и, если я допущу ошибки, исправьте меня.
Мы пролетаем над «зелёные леса».
Мы пролетаем над «широкие поля».
Мы пролетаем над «бескрайние луга».
Мы пролетаем над «высокие горы».
Дети исправляют неправильно произнесённые согласования слов.
Логопед. А как вы думаете, горы опасны птицам при перелёте? Почему?
Рассуждения детей.
Вот мы и перелетели высокие горы, пора спуститься на полянку около гор. Птицы должны подкрепиться и отдохнуть. Если мы правильно составим слова из слогов, рассыпанных на полянке, то узнаем, чем питаются птицы.
Дети складывают слова: мош-ки, муш-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, гус-се-ни-цы, ко-ма-ры.
Логопед. Как можно назвать это одним словом?
Дети. Еда, пища, корм, питание, добыча.
Логопед. Для кого этот корм? (Для птиц)
Чей это корм? (Птичий)
Чья пища? (Птичья)
Чьё питание? (Птичье)
4. Логопед. Мы помогли птицам перелететь через горы, но впереди их ждёт новая опасность. Чтобы понять, о чём идёт речь, отгадайте загадку.
Белое молоко
Разлилось над рекой. (Туман)
Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек.
Дети делают вывод, что в тумане ничего не видно.
Так чем же опасен туман для птиц?
Дети. Птицы могут сбиться с пути.
Логопед. Посмотрите, некоторые птицы попали в туман, мы должны им помочь.
«Допиши слово»
На белой доске расположены картинки с изображением птиц : ласточка, грач, жаворонок, стриж. Четверо детей дописывают слова и проводят стрелки к соответствующим птицам.
Логопед. Туман рассеялся и птицы могут лететь дальше.
5. Звучит запись птичьих криков.
Логопед. Почему это птицы так расшумелись? Да здесь целая стайка.
Пальчиковая разминка.
Пой-ка, подпевай-ка.
Десять птичек – стайка. (Хлопки руками).
Все известны для детей:
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Эта птица – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
Логопед. Почему птицы испугались орла?
Дети. Это хищная птица. Орёл нападает на маленьких и слабых птиц.
Логопед. Мы поможем птицам прогнать орла, если произнесём скороговорку с разной интонацией.
Орёл на горе, перо на орле.
Дети произносят скороговорку удивлённо, испуганно, сердито.
6. Звучит музыка «Звуки природы» (Ветер.)
Логопед. Ой, Как холодно! Зима напомнила о себе холодным ветром. Давайте согреем птиц ласковым словом. Ласковое слово, что солнышко.
Дети называют птиц ласково.
7. Логопед. Вот и вернулись наши птички домой. Но впереди у них большая работа, надо построить домики. свои гнёзда. Помогите им быстрее отыскать своё гнездо.
Дети соединяют картинки с изображением птиц и их гнёзда на игровом пособии «Протяни дорожку» (скворец, ласточка, аист, утка, грач).
Проводится игра «Кто у кого?» на игровом пособии «Протяни дорожку». Дети соединяют птиц и их птенцов и проговаривают: «У грача появятся грачата, у скворца – скворчата» и т. д.
8. Раздаётся звук выстрела. Логопед. Что это, дети? Неужели опасность не кончились.
Появляется изображение охотника.
Давайте расскажем охотнику, какие птицы красивые, полезные, как им трудно пришлось в пути и т. д, пусть он ходит на охоту только с фоторужьём.
Итог занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад, теперь мы знаем, что с нашими друзьями всё будет хорошо. О ком мы сегодня говорили? Почему этих птиц называют перелётными? Так какие же птицы прилетают в наши края? А что мы можем сделать для птиц весной?
Ответы детей: построить домики-скворечники, не разорять гнёзда
Логопед приглашает детей к окну, обращает их взоры на небо и читает стихи.
Взгляни на синий небосвод
Он, как живой, он даже дышит.
Там птиц красивый хоровод,
А я внизу стою, я это вижу!
Я слышу говор птичьих стай,
Как просят братья нас меньшие:
«Ты береги нас, так и знай.
Тебе нужны мы и такие».
И шепчут губы мои на ветру:
«Я сберегу вас, я вас сберегу!»
Все вместе:
«Мы сбережём вас,
Мы сбережём!»