Приложение МААМ

Дидактические условия для развития творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Кольцовская Ирина, к.п.н.
Дидактические условия для развития творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические условия, способствующие развитию творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

И. Г. Кольцовская

Соискатель кафедры управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО Нижний Новгород

Публикация «Дидактические условия для развития творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

В статье представлены дидактические условия, среди которых особое значение придается музыкально – образовательной среде в ДОУ. Среда в самостоятельной музыкальной деятельности характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным предметным и информационным наполнением, способствующая развитию песенного творчества дошкольников.

В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная деятельность воспитанников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к детям Н. А. Ветлугина писала: «Под творческой подразумевается такая деятельность, если она производит что-нибудь, что раньше на существовало для индивидуума или группы» [1; 139]

По характеру самостоятельной деятельности целесообразно выделить три уровня самостоятельности :

Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельная деятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ребенка при выполнении творческих заданий, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Второй уровень самостоятельной деятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Анализируя творческое задание, ребенок перебирает имеющиеся в его памяти средства для его решения, сравнивает их и выбирает, рассуждает.

Третий уровень самостоятельной деятельности - полная самостоятельность. Самостоятельная деятельность ребенка на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него музыкального опыта формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения творческих заданий, придумывать нестандартные варианты, сложные мелодии, танцы, игры, с необычным ритмическим рисунком, движением…. [2]

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Роль педагога здесь минимальна, в основном она представлена «косвенным руководством» и созданием среды для самостоятельной музыкально – творческой деятельности.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку. — Хорошо бы нам сделать фонотеку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет музыка». Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия.

Прежде всего, это музыкальный репертуар : творческие задания, песни, попевки и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках, в группе.

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Необходимо ставить детей в такие ситуации, в которых они могли бы придумывать, сочинять, импровизировать. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, а также богатой предметно – развивающей среды.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю. С. Мануйлова, разработчика теории средового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни и что опосредует его развитие и осредняет личность» [3, С. 112]. Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку получить равные возможности, т. е. чему-то научиться.

Творческая музыкально – образовательная среда характеризуется как та среда, в которой происходит саморазвитие творческой, свободной и активной личности. В такой среде ребенок становится реальным субъектом своего собственного развития, а не остается объектом педагогического воздействия. Он проявляет соответствующую активность по использованию возможностей среды.

В качестве условий, обеспечивающих творческую музыкально – образовательную среду, выделяются:

- понимание детьми сущности музыкальной деятельности как творческой и приобретение опыта творческой деятельности в процессе всех форм организации музыкальной деятельности;

- отбор содержания музыкального образования детей, обеспечивающего включенность детей в различные творческие ситуации, творческие задания;

- систематический анализ процесса музыкально – творческого развития детей и внесение корректив, стимулирующих у детей творческую активность;

- предъявление детям, затрудняющимся в творчестве, первоначально индивидуального творческого стиля деятельности педагога в качестве возможного образца для детей.

Разработка и оценка предметно – развивающей среды обуславливается разработанными Э. П. Костиной критериями ее качества:

1. Качество содержания развивающей предметной музыкальной среды.

2. Качество структуры развивающей предметно музыкальной среды.

3. Качество функционального и эмоционального комфорта детей в среде музыкальной деятельности. [4, С. 155].

Целостность содержания музыкально – образовательной среды детей старшего дошкольного возраста, которая объединяет мини центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального образования, строится на следующих основах:

- психологическая,

- эстетическая,

- педагогическая.

Музыкально-образовательная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, творческой, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, им обоим должно быть комфортно в музыкальной творческой среде.

В программе Э. П. Костиной «Камертон» среда самостоятельной музыкальной деятельности детей представлена следующими пособиями:

Для музыкальной среды необходимы :

Магнитофон, кассеты, диски (с записью осваиваемого детьми музыкального репертуара; с записью детских разнообразных песен, доступных для соответствующего возраста; с записью инструментальной музыки, необходимой для использования перед сном, во время еды, для релаксации детей и. т. д., видеомагнитофон с видеокассетами, дисками с записью опер и балетов, знакомых детям и др.

Для предметно – развивающей среды, необходимы:

- первый блок пособий, стимулирующих развитие восприятия музыки :

Музыкально – дидактические игры, музыкально – творческие игры, изготовленные в виде настольных игр, элементы для ряженья, различные пособия для музыкальных игр и др.

Музыкальносенсорные упражнения для: различения основных свойств музыкального звука, условно – образного моделирования содержания характера музыки, средств музыкальной выразительности, условно – схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности, моделирования простых мелодий, с использованием музыкального конструктора.

• Набор детских музыкальных инструментов.

- второй блок пособий, стимулирующий музыкально – исполнительскую деятельность детей : три кубика с картинками, соответствующими содержанию разучиваемого детьми репертуара и многие другие.

- третий блок пособий, побуждающих к музыкально – творческой деятельности : музыкально – творческие упражнения, не озвученные инструменты для творческих импровизаций, пластинки с картинками, побуждающие к импровизации, плоскостные игрушки героев спектаклей, разучиваемых детьми на музыкальных занятиях для песенной импровизации. [4, С. 159].

Самостоятельная музыкально – творческая среда стимулирует инициативу детей. Источником ее проявления является не только музыкальные занятия, но и праздники, развлечения, а также семья и средства массовой информации. Основными формами самоорганизации являются разнообразные музыкальные игры и упражнения, а также музыкальная импровизация детей.

Среда совместно с родителями музыкальной деятельности, в основном адекватна по содержанию аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ, дополнительно используются пособия и музыка, соответствующая музыкальным предпочтениям родителей. В семье дети слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальные впечатления, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, посещают концерты музыкальных школ, школ искусств, спектакли театров.

Таким образом, только при профессиональном управлении музыкально образовательная среда будет являться эффективным средством, способствующая развитию детского музыкального творчества в самостоятельной деятельности дошкольников.

Литература:

1. Н. А. Ветлугина Музыкальное развитие ребенка. М., «Просвещение», 1967.- 415 с.

2. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Педагогика, 1980. -208с.

3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. /Под ред. Л. И. Новиковой. - Костанай: МЦСТ, 1997. - 244 с.

4. Костина Э. П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород. 2008г., -424 с.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии. В данной презентации выложены некоторые музыкально-дидактические пособия, способствующие развитию у детей восприятьию музыки, чувства ритма,.

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (презентация) Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей, развивающее самые главные составляющие музыкальности – эмоциональную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические условия для развития творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 20:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические условия для развития творчества в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кольцовская Ирина, к.п.н. (УИ 240392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД