Приложение МААМ

Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Новый год»

Ольга Епонешникова
Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Новый год»

Дидактический материал для коррекционной работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему : "Новый год"

Публикация «Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему „Новый год“» размещена в разделах

Цель: Активизировать и обогащать словарь детей. Закреплять представления детей о Новогоднем празднике. Формировать лексико-грамматическую сторону речи, развивать связную речь. Воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Пальчиковая гимнастика «Подарки» - развитие мелкой моторики.

Дед Мороз принё с подарки: (Дети шагают пальчиками по столу).

Буквари, альбомы, марки, (На каждый предмет - подарок дети загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке).

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав! (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка).

Физкультминутка «С Новым годом - развитие общей моторики, координация речи с двжением.

С Новым годом! (Дети стоят лицом в круг).

С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз! (Кланяются).

Он из леса мимоходом (Дети идут по кругу и «несут ёлку на плече»).

Ёлку нам уже принёс.

На верхушке выше веток (Дети стоят лицом в круг, руки вверх).

Загорелась, как всегда, (Опускают руки).

Самым ярким, жарким светом (Дети поднимают руки вверх).

Пятикрылая звезда (Опускают руки).

Пословицы, поговорки - толкование смысла, развитие связной речи.

Январь – году начало, зиме середина.

Спасибо мороз, что снегу нанёс.

Время - дороже золота.

Год прожить – не реку переплыть.

Скороговорка - автоматизация звуков.

У Новогодней ёлки

Иголки колки.

Иголки колки

У Новогодней ёлки.

Стихотворение для заучивания - развитие памяти и выразительности речи.

Дедушка Мороз С. Д Дрожжин

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берёз.

Ходит, бородою белою трясёт,

Топает ногою – только треск идёт.

Загадки - развитие внимания, слухового восприятия, мышления.

Я модница такая, что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блёстки, любые украшенья.

Но на мою, поверьте, великую беду,

Наряд мне надевают всего лишь раз в году. (Ёлка).

Красавица какая – стоит светло сверкая.

Как пышно убрана… Скажите, кто она?

(Новогодняя ёлка).

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время).

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец, совсем исчез. (Календарь).

Что возвратить нельзя? (Время).

Вышел старик – годовик,

Махнул рукавом,

И полетели 12 птиц,

У каждой птицы по 4 крыла,

В каждом крыле по 7 перьев,

Каждое перо с одной стороны

Чёрное, а с другой - белое.

(Год, месяцы, недели, дни, ночи).

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой. (Новый год).

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы).

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез,

Там волшебный вырос лес:

Пальмы с ёлками сплелись,

Самоцветами зажглись.

Ветер ставнями стучит,

А чудесный лес молчит,

Не качает, как живой,

Серебристою листвой.

А весна дохнёт теплом,

Двор проглянет, как стеклом.

(Морозный узор на оконном стекле).

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз).

Мы весной его не встретим

Он и летом не придёт

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий

Борода, как белый мех.

Интересные подарки

Приготовит он для всех. (Дед Мороз).

Доскажи словечко - развитие чувства рифмы.

• Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы дополняйте

Хором дружно отвечайте!

• На дворе снежок идёт,

Скоро праздник … (Новый год)

• Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от … (ёлки)

• Ветки слабо шелестят,

Бусы яркие … (блестят)

• И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки, … (хлопушки)

• Нити пёстрой мишуры

Колокольчики … (шары)

• Рыбок хрупкие фигурки…

Птицы, лыжницы … (Снегурки)

• Белоус и краснонос

Под ветвями Дед … (Мороз)

• И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая … (звезда)

• Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как … (красива)

• Вот они зажглись на ней,

Сотни крошечных … (огней)

• Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в … (пляске)

Весёлые задачки - ФЭМП

Было у двоих подружек

Девять праздничных хлопушек.

Восемь сделали "хлоп-хлоп",

Остальные просто "лоп".

Сколько же плохих хлопушек

Было у двоих подружек? (9-8=1)

Мы на елке веселились

Мы плясали и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы,

Стала я пакет вскрывать,

Содержимое считать:

Пять конфет в бумажках синих,

Пять орехов рядом с ними. (5+5=10)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Назовите действия» - глагольный словарь.

Ёлка (что делает) – блестит, сверкает, светится, мигает, мерцает, пахнет, веселит, красуется, радует, колется, украшает, …

Люди (что делают) – встречают, ждут, готовятся, веселятся, радуются, празднуют, наряжают ёлку, вешают шары, гирлянды, украшают дома, сервируют стол, поздравляют, желают, загадывают желания, танцуют, поют, дарят подарки, наряжаются в костюмы, хлопают хлопушки, …

2. Игра «Назовите признаки» - словарь прилагательных.

Новый год (какой) – весёлый, праздничный, важный, замечательный, радостный, чудесный, любимый, большой, чудесный, замечательный, волшебный, необыкновенный, загадочный, интересный, яркий, шумный, незабываемый, удивительный, …

Ёлка (какая) – новогодняя, пушистая, красивая, нарядная, блестящая, сверкающая, искрящаяся, зелёная, колючая, пушистая, душистая, смолистая, лесная, настоящая, искусственная, замечательная, хвойная, красивая, высокая, стройная,.

Костюм (какой) – новогодний, нарядный, красивый, карнавальный, маскарадный, разноцветный, яркий, пёстрый, блестящий, сверкающий, искрящийся, сказочный, загадочный, необычный, …

3. Игра «Образуй родственные слова» - образование однокоренных слов.

Зима – зимы, зимушка, зимний, зимовать, зимородок, озимые, зимовье, зимующие, зимник, зимовка, …

Снег – снега, снежок, снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снегопад, снежки, снегоход, снегоуборка, снегозадержание, заснеженный лес, снегоочиститель, снеготаянье, белоснежный,

Мороз – морозы, морзец, морозик, морозить, морозная, замораживать, мороженое, заморозки, морозильная камера, морозостойкий, морозилка, заморозка, морозище…

4. Игра «Образуй признак» - образование причастий настоящего времени от глаголов.

Новогодняя ёлка мерцает в темноте. – Мерцающая в темноте Новогодняя ёлка.

Звезда горит на верхушке ёлки. – Горящая звезда на верхушке ёлки.

Стеклянный шар блестит на ёлке. – Блестящий на ёлке стеклянный шар.

Дети танцуют на новогоднем празднике. – Танцующие дети на новогоднем празднике.

Артисты поют на новогоднем огоньке. - Поющие артисты на Новогоднем огоньке.

Народ веселится в новогоднюю ночь. – Веселящийся народ в новогоднюю ночь.

Дед Мороз приносит сладости и игрушки. – Приносящий Дед Мороз сладости и игрушки.

Новогодняя ночь исполняет желания. – Исполняющая желания новогодняя ночь.

Взрослые и дети любят Новый год. - Любящие Новый год взрослые и дети.

5. Игра «Подбери предмет к признаку» - подбор существительных к прилагательному.

Зимний – день, праздник, лес, сон, шарф, ветер,,

Зимняя – ночь, сказка, одежда, шуба, погода, …

Зимнее – утро, солнце, небо, …

Зимние – узоры, ночи, дни, сапоги, … им образом, подобрать предметы к признакам: морозный, -ая, ое, ые; снежный, -ая, -ое, ые.

Таким образом, подобрать предметы к признакам: морозный, -ая, -ое, ые; снежный, -ая, -ое, -ые.

6. Упражнение «Скажи правильно» - спряжение в настоящем и будущем времени.

Радоваться удивительному подарку.

Ждать новогоднюю ночь и верить в чудеса.

Наряжать пушистую, душистую сосну и класть под неё подарки.

(я, ты, он, она, мы, вы, они).

7. Игра «Сосчитай-ка!» «Счёт 1 - 10» - согласование числительного с существительным и прилагательным.

Новогодний костюм, долгожданный подарок, заветное желание, интересный сюрприз, волшебный праздник.

8. Игра «Скажи иначе» - употребление синонимов.

Снегопад – метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга, падает снег, …

Стужа – холод, холодина, мороз, …

Мёрзнуть – зябнуть, стынуть, коченеть, леденеть, замерзать, дрожать от холода, …

9. Игра «Назови ласково» - образование существительных с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Зима – … (зимушка, холод -, снег -, лёд -, сосулька -, снежинка -, день -, мороз -, дорога -, тропа -, лес -, сказка -, день -, вечер -, ночь -, ёлка -, снеговик -, костюм -, метель -, сосна -, и т. д.

10. Игра «Один - много» - образование существительных множественного числа им. и род. падежей.

Зима - … (зимы, праздник -, холод -, снег -, лёд -, метель -, вьюга -, ветер -, мороз -, снежинка -, день -, мороз -, дорога -, тропа -, лес -, сказка -, день -, вечер -, ночь -, ёлка -, снеговик -, костюм -, метель -, сосна - ,и т. д.

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа. Например : зима – много зим.

11. Игра «Скажи, какие?» - образование относительных прилагательных.

Игрушки для украшения ёлки (какие) - … (ёлочные).

Шары из пластика (какие) - … (пластиковые).

Снежинки из бумаги (какие) - … (бумажные).

Зайцы из пластмассы (какие) - … (пластмассовые).

Сосульки из стекла (какие) - … (стеклянные).

Платье из шёлка (какое) - … (шёлковое).

Костюм из меха (какой) - … (меховой).

Подставка для ёлки из металла - … (металлическая).

Снежки из ваты - … (ватные).

12. Игра «Шары и снежинки» - согласование падежных окончаний.

Воспитатель: Сейчас мы поговорим с вами о синих шарах и бумажных снежинках.

Что? – … (синие шары и бумажные снежинки).

Нет чего? – … (синих шаров и бумажных снежинок).

Радуешься чему? – … (синим шарам и бумажным снежинкам).

Видишь что? – … (синие шары и бумажные снежинки).

Доволен чем? – … (синим шарам и бумажным снежинкам).

Говоришь о чём? – … (о синих шарах и бумажных снежинках).

13. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

У ели уголки короткие, а у сосны … (длинные).

У лесу сосны высокие, а в магазине … (низкие).

День светлый, а ночь … (тёмная).

Гирлянда длинная, а мишура … (короткая).

Баба-Яга отрицательный герой, а Золушка … (положительный).

Летом небо светлое, а зимой … (тёмное).

Летом солнце яркое, а зимой … (тусклое).

Снег мягкий, а лёд … (твёрдый).

Одни сосульки длинные, а другие … (короткие).

14. Упражнение «Что бывает зимой?» - составление и анализ предложений. Выкладывание или зарисовка схем.

Наример: Идет снег. (2 слова). На деревьях нет листьев. (4 слова). Речка замерзла. (2 слова). Люди надевают теплую одежду. (4 слова). Дети катаются на санках. (4 слова). И. т. д.

15. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» - образование приставочных глаголов.

Дед Мороз издалека шёл.

Он дорогу … (перешёл) и на праздник к нам … (пришёл). Дед Мороз в зал … (зашёл, вокруг ёлки … (обошёл). К детям … (подошёл, потом в сторону … (отошёл, подарки подарил и … (ушёл).

16. Упражнение «Расскажи-ка!» - составление рассказа из личного опыта: «Как я наряжал ёлку», «Наш Новогодний бал».

17. Упражнение «Загадай-ка» - составление загадок, т. е. рассказа-описания о том или ином персонаже сказки, не называя его.

Публикации по теме:

Хлопотливые ежиХлопотливые ежи В нашей группе компенсирующей направленности новый набор детей. Ребятки со сложными диагнозами, характерами, но живые и любознательные.

Смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни против наркотиков» В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» с 03.12.12г. по 14.12.12г. проходил смотр-конкурс социальной рекламы «Здоровый образ жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Новый год»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 13:55
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Новый год»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Епонешникова (УИ 290719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД