Приложение МААМ

Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Зима»

Ольга Епонешникова
Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Зима»

Дидактический материал для коррекционной работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель: Активизировать и обогащать словарный запас детей. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Формировать лексико-грамматическую сторону речи, развивать связную речь воспитанников.

Публикация «Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему „Зима“» размещена в разделах

Пальчиковая гимнастика «Снеговик» - развитие мелкой моторики.

Давай, дружок, смелей дружок, (Дети показывают, как лепят снежки).

Кати по снегу свой снежок. (Показывают большой ком).

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком (Руки на поясе).

Его улыбка так светла! (Улыбаются).

Два глаза, (Показывают руками глаза).

Шляпа, (Кладут одну ладонь на голову).

Нос, (Приставляют ладонь с растопыренными пальцами, как у Петрушки, к носу).

Метла. (Поднимают руку вверх и раздвигают широко пальцы).

Но солнце припечёт слегка (Поднимают вверх скрещенные ладони с раздвинутыми пальцами).

Увы! – И нет снеговика. (Пожимают плечами и разводят руки в стороны).

Физкультминутка «Солнце землю греет слабо» - координация речи с движением.

Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз).

По ночам трещит мороз. (Руки на поясе, наклоны в стороны).

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на поясе, поворот вокруг себя).

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки).

Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся).

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).

Физкультминутка «С неба падают снежинки» - координация речи с движением.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и «ловят снежинки»).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивание, руки в стороны).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба с высоким подниманием коленей).

Вот лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки – подскоки на месте).

Ну, а мы идём, идём (Ходьба).

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на стулья).

Упражнение «Снежинка» - гимнастика для глаз.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья).

Скороговорки

Заморозила зима и заборы, и дома.

Зимним утром от мороза,

На заре звенят березы.

Самомассаж «Вспомним лето» - массаж биологически активных точек.

Хоть и зимушка пришла, (Потирание ладоней).

Солнца не забыть нам. (Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб).

Вспомним мы сегодня все, (Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними).

Как играли летом. (Растирают указательными пальцами крылья носа).

По полянкам мы пройдем (Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева).

Больше силы наберем. (Потирание ладоней).

Чистоговорки - автоматизация звуков.

Снегопад, снегопад!

Доставайте снегокат.

И с высоких гор спускайтесь,

С удовольствием катайтесь!

Зима была белым - бела

Платок из снега соткала.

А город спал, во сне зевнул,

Платок на плечи натянул.

Снега лавина сползла с половины,

Сползла с половины пологой горы.

Еще половина снежной лавины

Лежит на пологой горе до поры.

Загадки - развитие внимания, слухового восприятия.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой).

Зимой в поле лежал,

А весной в речку побежал. (Снег).

С неба звёзды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется чёрная земля.

Много-много звёздочек тонких, как стекло;

Звёздочки холодные, а земле тепло! (Снежинки).

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт - гвоздь упадёт. (Сосулька).

Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель).

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд).

Неведимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной! (Мороз).

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней).

Чудо- дворник перед нами:

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная машина).

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царевна

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы).

Нет колёс у меня –

Я крылата и легка.

Громче всех постовых

Я свищу без свистка.

На лету, на лету, на лету-у,

Всю Москву замету. (Вьюга).

Как по небу с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля - озёрушки

Белый пух да пёрышки. (Снежная туча).

Кто зимой в трубе гудит? (Ветер).

Доскажи словечко - развитие чувство рифмы.

• Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы дополняйте

Хором дружно отвечайте!

• Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима).

• С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые … (снежинки).

• Не колючий, светло-синий

По кустам развешан … (иней).

Пословицы, поговорки - толкование смысла, развитие связной речи, выборочное заучивание.

• Мороз невелик, а стоять не велит.

• В зимний холод всякий молод.

• Береги нос в большой мороз.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Лето собирает, а зима подбирает.

Зима кончается – весна начинается.

• В мороз заснуть легко, проснуться трудно.

• Много снега – много хлеба.

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игра «Назовите действия» - глагольный словарь.

Снег (что делает) – идёт, падает, кружится, летит, лежит, хрустит, скрипит, сверкает, серебрится, блестит, искрится…

Мороз (что делает) – морозит, замораживает, студит, злится, трещит, щиплет, кусается, рисует на окне, …

2. Игра «Назовите признаки» - словарь прилагательных.

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, весёлая, вьюжная, весёлая, волшебная, сказочная, красивая, …

Снег (какой) – белый, пушистый, холодный, мягкий, искрящийся, блестящий, серебристый, сверкающий, чистый, хрустящий, рассыпчатый, сухой, мокрый, грязный, …

Мороз (какой) – сильный, трескучий, злой, крепкий, слабый, студёный, …

3. Игра «Подбери предмет к признаку» - подбор существительных к прилагательному.

Зимний – день, лес, сон, шарф, ветер,,

Зимняя – ночь, сказка, одежда, шуба, погода, …

Зимнее – утро, солнце, небо, …

Зимние – узоры, ночи, дни, сапоги, …

Таким образом, подобрать предметы к признакам: морозный, -ая, -ое, ые; снежный, -ая, -ое, -ые.

4. Игра «Счёт 1 - 10» - согласование числительного с существительным и прилагательным.

Зимний день, тёплое пальто, ажурная снежинка.

5. Игра «Подбери родственные слова» - образование однокоренных слов.

Зима – зимы, зимушка, зимний, зимовать, зимородок, озимые, зимовье, зимующие, зимник, зимовка, …

Снег – снега, снежок, снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снегопад, снежки, снегоход, снегоуборка, снегозадержание, заснеженный лес, снегоочиститель, снеготаянье, белоснежный,

Мороз – морозы, морозец, морозик, морозить, морозная, замораживать, мороженое, заморозки, морозильная камера, морозостойкий, морозилка, заморозка, морозище…

Холод - холода, холодок, холодно, холодить, охладить, холодец, прохлада, прохладный, охлаждённый, холодостойкий, холодина, холодильник, холодновато, похолодание, холодильный, хладокомбинат…

Лёд – льды, ледок, ледник, ледяной, ледовый дворец, ледниковый, ледоруб, ледышка, ледянка, обледенение, гололёд, …

6. Игра «Образуй признак» - образование причастий настоящего времени от глаголов.

Снег блестит на солнце. – Блестящий на солнце снег.

Снег искрится под лучами солнца. – Искрящийся на солнце снег.

Снег сверкает на солнце. – Сверкающий на солнце снег.

Снег серебрится на солнце. – Серебрящийся на солнце снег.

Снег хрустит под ногами. – Хрустящий под ногами снег.

Снег скрипит под ногами. – Скрипящий под ногами снег.

Снег падает на землю. – Падающий на землю снег.

Снег кружится в воздухе. – Кружащийся в воздухе снег.

7. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Лето тёплое, а зима … (холодная).

Летом погода жаркая, а зимой … (морозная).

Летом катаются на самокате, а зимой на … (санках).

Летом дни длинные, а зимой … (короткие).

Летом носят одежду лёгкую, а зимой … (тёплую).

Летом идёт дождь, а зимой … (снег).

Осенью бывает листопад, а зимой … (листопад).

Зимой вода замерзает, а весной … (тает).

8. Игра «Подумай и ответь» - образование приставочных глаголов.

Едут – что сделали? - … (приехали, уехали).

Кататься – что сделали? - … (прикатились, укатились).

Идут – что сделали? - … (пришли, ушли).

9. Игра «Скажи иначе» - употребление синонимов.

Снегопад – метелица, метель, вьюга, пурга, падает снег, …

Стужа – холод, холодина, мороз, …

Мёрзнуть – зябнуть, стынуть, коченеть, леденеть, замерзать, дрожать от холода, …

Ветер – вихрь, ураган, буран, буря.

Пасмурный – хмурый, ненастный.

10. Игра «Назови ласково» - образование существительных с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Зима – зимушка, лёд -, день -, снег -, ветер -, горка -,. и т. д., и т. п.

11. Игра «Один - много» - образование существительных мн. числа им. и род. пад-й.

Зима - … (зимы, холод -, снег -, лёд -, метель -, вьюга -, ветер -, мороз -, снежинка -, и т. д.

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа.

Например : зима – много зим.

12. Упражнение «Найдём слова из одной семейки» - выделение родственных слов к слову зима из контекста.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелётные птицы. Остались только зимующие: воробьи, синицы, голуби, вороны, зимородки. Они перекочевали поближе к человеческому жилью. Трудная зимовка ожидает их суровой зимой. В тёплые зимние шубки оделись все звери. Трудно зайке приходится в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов, ни тёплого дома. Разгребает снег лапками, ищет озимые, а найдёт, полакомится свежей травкой. Дети радостно встречают зимушку-зиму.

13. Упражнение «Скажи правильно» - спряжение в настоящем и будущем времени.

Видеть на окне волшебные морозные узоры,

любоваться зимним снежным пейзажем

(Я, ты, он, она, мы, вы, они).

15. Игра «Путаница» - преобразование деформированной фразы.

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, снежная, наступила.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

17. Упражнение «Расскажи-ка!» - составление описательного рассказа о зиме по плану.

- Как ты заметил наступление зимы?

- Назови приметы зимы.

- Зимние месяцы.

- Признаки зимы.

- Повадки зверей и птиц зимой.

- Зимние забавы и развлечения.

- Своё отношение к зиме.

Список литературы:

1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Ресурсы интернета.

Публикации по теме:

Аппликация «Цветочная полянка»Аппликация «Цветочная полянка» Аппликация "Цветочная полянка" была сделана для участия во Всероссийском творческом дистанционном конкурсе для детей дошкольного возраста.

Рисунок «Тюльпаны»Рисунок «Тюльпаны» Рисунок "Тюльпаны" в мае-июне 2014 года участвовал во Всероссийском творческом конкурсе для детей дошкольного возраста "Радуга лета" на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Зима»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 13:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал для коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Епонешникова (УИ 290719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД