Анна Морозова
Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие пространственных представлений, формирование и закрепление понятий «право-лево», «центр», «верх-низ», «углы», «стороны».
Возрастная адресность: пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Описание дидактического пособия: игровое поле в форме квадрата 24 на 24 см., разделенное на 16 разноцветных клеток.
Вспомогательные элементы: мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, камешки «Марблс», наборы животных, насекомых, птиц, морской фауны и т. п. (можно использовать то, что есть под рукой).
Публикация «Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки „Цветные клетки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2022
Пособие использовалось на занятиях по подготовке к школе, на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ 5 – 7 лет.
У меня заготовлен набор игровых полей на подгруппу детей.
Детям предлагается расположить игровое поле так, чтобы клетка определенного цвета оказалась в левом (или правом) верхнем углу (по вашему выбору – любая, например, розовая).
Это нужно для того, чтобы игровые поля перед всеми детьми лежали одинаково.
А дальше все зависит от вашей фантазии и тех задач, которые вам нужно решить.
С игровым полем возможны 2 основных варианта работы:
перемещение предметов по клеткам (наподобие графического диктанта);
выкладывание предметов по образцу или словесной инструкции.
Вариант работы с перемещением:
«Путешествие насекомых» - детям предлагается выбрать себе симпатичное насекомое и, внимательно слушая инструкцию, передвигать его по клеткам.
«Наша стрекоза (бабочка, жучок и т. д.) живет в верхнем левом углу. Какого цвета эта клеточка? (розового) Как-то раз она решила слетать в гости к божьей коровке на зеленый лужок. Для этого она перелетала с клетки на клетку: сначала переместилась на две клетки вправо (темно-зеленая клетка) – попала в лес. Затем перелетела еще на 1 клетку вправо – оказалась на речке (голубая клетка). Далее опустилась на 2 клетки вниз (светло-желтая клетка) и погрелась на солнышке. Полетела на 1 клетку вниз (темно-синяя клетка) – попала под дождь. Вымокла и скорее полетела на 2 клетки влево – наконец, оказалась на лужайке в гостях! Какого цвета клетка с лужайкой? (светло-зеленая).
Дети довольно быстро осваиваются на цветном поле и начинают сами придумывать, где (в соответствии с цветом клеточки) оказался их персонаж.
Таким же образом можно передвигать животных, птиц, фигурки человечков или сказочных героев, придумывать различные варианты маршрутов.
Вариант работы с выкладыванием:
«Узор из камушков»: Положите в центр поля рыбку, рыбка смотрит направо. Сверху и снизу рыбки положите по 1 синему круглому камушку, а справа и слева от рыбки положите по 1 желтому круглому камушку. В верхнем левом углу положите большой овальный камень. В верхний правый угол поместите сердечко. В нижний правый угол положите большой овальный камешек, а в нижний левый – сердечко. На каждую сторону: верхнюю и нижнюю, левую и правую – положите по 1 длинному (вытянутому) камушку и по 1 звездочке.
Периодически можно спрашивать у детей, на клеточке какого цвета оказался камушек - это формирует навыки самоконтроля, кроме того, ненавязчиво оказывается помощь тем детям, у которых пока еще недостаточно сформированы навыки пространственной ориентировки.
Еще один вариант "Узора из камушков":
Возможны и другие задания на выкладывание: "Волшебные коврики" (с
плоскостными геометрическими фигурками - удобно использовать математические наборы); "Домики" - игровое поле становится большим домом, разделенным на "квартиры" (клеточки,и "домик" начинает "заселяться "жильцами" (мелкими фигурками) и т. д.
В конце выполнения задания педагог обязательно предлагает образец для самопроверки – либо в печатном варианте, либо выполняет сам с демонстрацией детям на таком же игровом поле.
Спасибо за ваше внимание!