Александра
Дидактическое пособие «Волшебный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
В январе в нашем детском саду проходил конкурс для педагогов
"Дидактические игры и пособия". Наша группа на конкурсе представляла, созданное многофункциональное дидактическое пособие по нравственно- патриотическому воспитанию детей «Волшебный куб». Детям очень нравится в самостоятельной деятельности использовать данное пособие, они могут не только рассматривать, изучать и познавать новый для них материал, а также развернув его – поиграть.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебный куб“» размещена в разделах
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, любви к своей родине- России, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
-развивать познавательные способности детей, формировать наглядно-образное мышление, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослым;
-воспитание у ребенка любви к своей семье, городу, стране;
- расширение представлений о своей стране, области, городе;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, достопримечательностями России, города; животным и растительным миром;
- обогащение игровой среды группы детского сада.
Участники игр с пособием : дети от 4 до 7 лет.
Игры, которые можно провести с пособием.
1. «Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
2. «Собери флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
3. «Найди и покажи флаг России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей.
Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага.
4.«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (района, области, закрепить знания о том, кто нарисован на гербе и что это обозначает.
Материал: картинки гербов разных стран.
Ход игры: воспитатель показывает детям гербы нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский герб.
5.«Собери картинку»
Цель: Закрепление знаний о столице России. Закреплять умение составлять целое из частей. Развивать внимание.
Материал: разрезанные картинки столицы России.
Ход игры: предложить ребенку рассмотреть изображения, вспомнить, что загород назвать его. Попросить собрать любую понравившуюся из предложенных частей.
6.«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
7. «Узнай элементы узора»
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,
Материал: большие карты с узорами. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки.
8. «Предметы народного быта»
Цель: Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа необходимо начинать с раннего возраста. Данная игра познакомит детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, самовар, чугунок, ухват, лукошко, сундук, туесок, ложка, лапти, чаша, рушник, квашня, крынка, светильник, горшок, черпак, плошка, балалайка и т. д.).
Материал : Карточки с изображением предметов быта.
Ход игры: У каждого игрока по карточке, с нарисованными на ней предметными картинками. А у воспитателя на столе разложены все картинки. Воспитатель выбирает, показывает картинку и спрашивает: – У кого есть такая же?
Ребенок, у которого есть такая картинка, рассказывает об этом предмете, что это, из чего сделано, для чего предназначено. Затем прикрепляет ее на игровое поле.
9. «Разложи по величине»
Цель: Игра учит анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.
Материал: картинки (матрешки) разной величины
Ход игры: Предложите ребенку разложить матрешек в порядке увеличения, либо в порядке уменьшения их размера.
10. «Какие народы живут в России»
Цель: знакомить детей с людьми разных национальностей, прививать интерес к их традициям, учить узнавать и отличать различные их.
Материал: картинки с изображением народов России.
Ход игры: педагог описывает костюм, не называя народ. А дети находят подходящую картинку и называют народ, для которого характерен данный костюм.
Вариант 2: «Скажи, чей костюм?» – образование имён прилагательных от имён существительных.
Ход игры: татарин-татарский, мордвин-мордовский….
11. «Наряди куклу в национальный костюм»
Цель: Приобщить детей к знанию национальных костюмов. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
Материал: кукла, национальная одежда и карточки с изображением народов в их национальных костюмах.
Ход игры: Ребёнку предлагается одеть куклу в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами.
12. «Собери карту России»
Цель: Закреплять знания детей о карте России. Развивать зрительную память, воспитывает у детей патриотические чувства и гордость за нашу Родину.
Материал : игровое поле и 8 съемных частей – которые собираясь воедино образуют карту России. Картинка образец. Картинки с изображением символов России, например такие как: горы на Урале, изображение тульского самовара (Тула славится самоварами, картинки основных представителей животного мира Сибири и других областей.
Ход игры: Выложите все детали, и ребенок сможет собрать карту страны по цветовой гамме и размеру деталей.
Собирая карту – пазл, ребенок узнает о территориальном делении России. Познакомится с географией регионов страны – сможет сравнить их размеры и формы.
13.«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
14.«Лото Наша родина Россия»
Цель: развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине
Материал: набор карт 4 шт. формата А 4, на которых расположены по 6 картинок, представляющих собой изображение достопримечательностей России, символов России, быт народа и промыслы.
Ход игры: ведущий берет хаотично маленькие карточки, называет, что на ней изображено, и показывает игрокам. Тот игрок, у которого соответствует картинка -забирает маленькую карточку себе и закрывает ею соответствующее поле. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не закроет всю большую карту. Выигрывает тот, кто первый закроет на своей карте все картинки.
15. «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира.
Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
16. «Города-герои Великой Отечественной Войны»
Цель: Закрепить знания детей о городах-героях ВОВ.
Материал: картинки и изображения городов-героев ВОВ
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением городов героев, задача ребенка разместить картинку на игровом поле.
17. «7 чудес России»
Цель: Знакомить детей с уникальными историческими, культурными и природными объектами на территории нашей родины.
Материал: карточки с изображением городов и их описанием.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением города и рассказывает о нем.
18. «Неофициальные символы России»
Цель: закрепление представлений о государственных и неофициальных символах России.
Материал: два круга с изображением символов России.
Ход игры: Воспитатель называет символ России, дети находят его изображение.
19. «Праздники России»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником и разместить ее на игровом поле.
20. «Карта, герб и флаг Верхней Пышмы»
Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве. Патриотические уголки также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию. Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.
Цель: закрепление знаний детей о символике Верхней Пышмы и ее местоположении
Задачи:
• систематизировать знания детей о символике родного края, о символическом значении образов в ней;
• развивать логическое мышление, внимание, память;
• воспитывать любовь к родному краю.
Ход игры: игра-пазл предназначена для детей 4-5 лет. Игра начинается с рассматривания целой картинки, далее детям предлагается собрать такую же картинку из пазлов разной формы.
21. «Мой город Верхняя Пышма»
Цель : формировать знания о родном городе.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность и наблюдательность.
2. Учить ориентироваться в своем городе.
3. Развивать память, речь.
Ход игры: подобрать нужную картину к объекту города.
22. «Выложи из палочек»
Цель: Познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения.
Задачи: Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию. Закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.
Материал: карточки с рисунками, счетные палочки. Карточки с изображениями и цветные палочки.
Ход игры:
1. Выкладывание изображений предметов
- по образцу.
2. С усложнением:
Воспитатель показывает детям палочки, предлагает определить какие они по цвету. Предлагает палочку определенного цвета положить в центр листа, затем в правый верхний угол и т. д. После выполнения вышеуказанного, можно предложить детям самим придумать узор и выложить его, используя палочки любого цвета. («Украсим ковер», «Посадим цветы на клумбе» и т. д.).
23. «Разложи фигуры по образцу»
Цель: Знакомство детей с геометрическими фигурами – квадратом, кругом, треугольником. Учить детей выбирать нужные геометрические формы и называть их. Развивать внимательность,мелкую моторику,использовать названия основных цветов и названия геометрических фигур в речи.
Оборудование: карточки (полотно) из картона на котором изображены геометрические фигуры
Игровое правило: По заданию воспитателя, находить и выкладывать геометрические фигуры по образцу на игровое полотно.
Ход игры:
1) Воспитатель дает задание ребенку : разложить на игровое полотно по нарисованному образцу определенные геометрические фигуры. Назвать
2) Воспитатель дает задание ребенку : разложить на игровое полотно геометрические фигуры.
24. «Собери картину и составь по ней рассказ».
Цели: Формирование навыков связного последовательного составления рассказа с опорой на вырезанные картинки (выкладывание картин).
Закреплять умения детей составлять сложные распространённые предложения при составлении рассказов.
Задачи: Обучение детей приёмам планирования собственного составления картины с последующим рассказыванием по ней.
Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
25. «Найди пару» (по методу прямых аналогий)
Цель: создать условия для активизации творческого мышления, как средства обогащения активного словаря детей дошкольного возраста.
Основные задачи: Научить детей определять основные свойства и функции Объектов.
1. Побуждать детей быть наблюдательными.
2. Обогатить активный словарь.
3. Расширить кругозор детей.
Рекомендации по работе с пособием :
Работа с пособием требует наличия достаточного запаса знаний различных областях.
26. "Назови членов семьи"
Цель: формировать умение у детей называть членов семьи,развивать зрительную память,мышление,воспитывать интерес к игре.
Материал: картонная рука красного цвета, картинки вырезанные в форме головы членов семьи которые прикрепляются на каждый палец руки.
(Можно так же эти картинки одевать ребенку на свои пальчики и закреплять роли членов своей семьи)
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе перед ребенком картинки и просит ребенка назвать кто изображен на картинках. (в форме головы членов семьи).Ребенок называет каждого члена семьи и поочередно одевает на каждый пальчик картонной руки. Можно в закрепить название членов семьи в виде пальчиковой игры "Моя Семья"
Пальчиковая игра "Моя Семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Это - вся моя семья!
27. «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия, развитие геометрических форм – круг, развитие логического мышления.
Упражнение в умении прикреплять прищепки двумя пальцами к фетру.
Ход игры:
Смотрит солнышко в окошко,Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки,Очень рады солнышку. Наше солнышко грустное. Оно потеряло свои лучики, а давайте подарим солнышку лучики, и оно улыбнется! Дети надевают прищепки на солнышко. Ох. Как радуется наше солнышко (Воспитатель вместе с детьми рассматриваются солнышко)
Дидактическое упражнение «Вот как солнышко встает»Вот как солнышко встает. Выше, выше, выше. (Поднять руку с солнышком вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Медленно присесть на корточки, руку опустить на пол) Хорошо, хорошо. Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши)Кажется, солнышко устало. Ему пора спать! Давайте снимем лучики у солнышка и пожелаем спокойной ночи!
28. «Гараж для машины»
Цель: учить группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Задача: закреплять умения сравнивать предметы по цвету, развивать навыки нахождения общих признаков.
Материалы: Машинки и гаражи разных цветов
Ход игры:
Воспитатель показывает детям гаражи для машин, машинки весь день ездили все, а сейчас они устали и им нужно ехать отдохнуть, только они еще маленькие и не могут найти свои домики. Воспитатель предлагает помочь машинкам, объясняя, что какого цвета машинка, в такой гараж (домик) она и должна заехать.
В начале просит каждого ребёнка выбрать машинку одного цвета и просит назвать какого цвета она, причем предлагает поочередно то одному, то другому выбрать машинки понравившегося цвета. Затем предлагает завести машинку в гараж (домик, но точно такого же цвета, какого машинка.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они помогли найти машинкам свои гаражи (домики).
29. «Одень куклу Мишу и Катю на прогулку»
Цель: формирование представлений реб нка о сезонной одежде
Задачи: Сформировать знания реб нка о последовательности одевания на прогулку.
Активизировать в речи слова (весенняя, т плая одежда). Развивать речь, мелкую моторику рук. Воспитывать заботливое отношение.
Ход игры. Мотивирующий момент для начала игры. Взрослый доста т из папочек вырезанную куклу в платье. Говорит реб нку что, Катя собралась идти гулять. Спрашивает: «Можно ли сейчас в платье идти на прогулку? Уточняет, какое время года, какая погода. Рассмотреть картинки «времена года».
30. "Геометрические дом».
Цель: Закреплять знание о геометрических фигурах.
Задачи: Развивать конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Материалы: Листы с изображением необычных домов из геометрических фигур, заламинированные в пленку, геометрические фигуры из фетра для наложения сверху (для повторения геометрических фигур, состоящие из цветного картона, заламинированные в пленку.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам построить такие же дома как изображены на картинках либо на свой выбор.
Воспитатель предлагает ребятам построить свои собственные геометрические дома.
31. Игра ходилка «Моя Россия»
Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.
Материал: Круги с номерами белого, красного, зеленого и синего цвета, игровое поле. Игральный кубик и фишки. Карточки с заданиями (синего, зеленого и красного цвета).
Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Участники ставят фишки на старте игрового поля и по очереди бросают кубик, сколько точек выпадает, столько ходов выполняют. Если участник останавливается на цветных кругах, ему нужно выполнить задание. Если задание выполняет верно, делает дополнительный ход. Если задание не выполняет, пропускает ход. Побеждает тот, кто первым придёт к финишу.