татьяна лузина
Дидактическое пособие по развитию речи «Загадочный кубик»
Дидактическое пособие «Загадочный кубик»
для детей среднего дошкольного возраста
«Слово есть первый признак сознательной, разумной
жизни. Слово есть воссоздание внутри себя»
К. С. Аксаков
Актуальность
В настоящее время остро стоит проблема развития речи детей, в частности, умения связного и выразительного рассказывания. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Загадочный кубик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говори очень много. Однако. Когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты видел в зоопарке…» или «Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, действие, событие. Не умеет четко формулировать вопрос четко ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной. С этой целью мною было создано дидактическое пособие «Загадочный кубик»
Процесс изготовления пособия :
1. Взять бросовый материал – коробку (желательно кубической формы, на одной из граней прорезать отверстие диаметром с детскую руку.
2. Прикрепить к отверстию рукав из ткани.
3. Обклеить коробку самоклеющейся пленкой, на одной из граней оставить прорези, для закладывания карточек обратно в кубик.
4. Подготовить карточки по пяти лексическим темам. Например, одежда-обувь, время года, профессия, животные, овощи-фрукты. Заламинировать их. (По некоторым лексическим темам, например, овощи-фрукты, лучше в кубик положить муляжи).
5. Подготовить схемы рассказывания, заламинировать их и приклеить на разные грани кубика.
6. Дидактическое пособие готово.
Цель: обогащение словаря детей и активизация словарного запаса; формирование и развитие связной речи, мелкой моторики рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть дидактическое пособие, вызывает одного ребенка к себе и предлагает засунуть руку в рукав и вытащить из кубика карточку. Далее отыскивается схема рассказывания по данной карточке, и ребенок начинает составлять рассказ о предмете по предложенной схеме.
Рассказ о лимоне по схеме: Лимон – это фрукт. Он желтый, овальный, кислый. Растет на дереве. На ощупь лимон шершавый. Из лимона можно приготовить лимонную кислоту, чай с лимоном.
Варианты игр:
1. «Угадай форму предмета»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: в коробку нужно положить разные геометрические фигуры. Ребенок засовывает руку, определяет форму предмета на ощупь.
2. «Определи по звуку»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: в коробку нужно положить шумящие предметы, например, погремушка, колокольчик, трещотка, музыкальная шкатулка и другие. Воспитатель, засунув руку, издает звук любым предметом, дети должны угадать звук.
3. «Назови признаки предмета»
Цель: наполнение словарного запаса прилагательными в соответствии с родом существительного.
Ход игры: ребенок вытягивает фигуру или картинку, например, животного или овоща, и называет признаки данного предмета. Бегемот: серый, большой, толстокожий, массивный, громоздкий, неповоротливый, травоядный, зубастый, лысый и др.