татьяна лузина
Дидактическое пособие по развитию речи «Загадочный кубик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Загадочный кубик»
для детей среднего дошкольного возраста
«Слово есть первый признак сознательной, разумной
жизни. Слово есть воссоздание внутри себя»
К. С. Аксаков
Актуальность
В настоящее время остро стоит проблема развития речи детей, в частности, умения связного и выразительного рассказывания. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Загадочный кубик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говори очень много. Однако. Когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты видел в зоопарке…» или «Перескажи сказку, рассказ…», - сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, действие, событие. Не умеет четко формулировать вопрос четко ответить на него. Его речь становится эпизодической – неполной, несогласованной. С этой целью мною было создано дидактическое пособие «Загадочный кубик»
Процесс изготовления пособия :
1. Взять бросовый материал – коробку (желательно кубической формы, на одной из граней прорезать отверстие диаметром с детскую руку.
2. Прикрепить к отверстию рукав из ткани.
3. Обклеить коробку самоклеющейся пленкой, на одной из граней оставить прорези, для закладывания карточек обратно в кубик.
4. Подготовить карточки по пяти лексическим темам. Например, одежда-обувь, время года, профессия, животные, овощи-фрукты. Заламинировать их. (По некоторым лексическим темам, например, овощи-фрукты, лучше в кубик положить муляжи).
5. Подготовить схемы рассказывания, заламинировать их и приклеить на разные грани кубика.
6. Дидактическое пособие готово.
Цель: обогащение словаря детей и активизация словарного запаса; формирование и развитие связной речи, мелкой моторики рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть дидактическое пособие, вызывает одного ребенка к себе и предлагает засунуть руку в рукав и вытащить из кубика карточку. Далее отыскивается схема рассказывания по данной карточке, и ребенок начинает составлять рассказ о предмете по предложенной схеме.
Рассказ о лимоне по схеме: Лимон – это фрукт. Он желтый, овальный, кислый. Растет на дереве. На ощупь лимон шершавый. Из лимона можно приготовить лимонную кислоту, чай с лимоном.
Варианты игр:
1. «Угадай форму предмета»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: в коробку нужно положить разные геометрические фигуры. Ребенок засовывает руку, определяет форму предмета на ощупь.
2. «Определи по звуку»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: в коробку нужно положить шумящие предметы, например, погремушка, колокольчик, трещотка, музыкальная шкатулка и другие. Воспитатель, засунув руку, издает звук любым предметом, дети должны угадать звук.
3. «Назови признаки предмета»
Цель: наполнение словарного запаса прилагательными в соответствии с родом существительного.
Ход игры: ребенок вытягивает фигуру или картинку, например, животного или овоща, и называет признаки данного предмета. Бегемот: серый, большой, толстокожий, массивный, громоздкий, неповоротливый, травоядный, зубастый, лысый и др.