Папки-передвижки

Динамика ценностных ориентаций и знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения в области здорового образа жизни

Антонина Сивцова
Динамика ценностных ориентаций и знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения в области здорового образа жизни

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, организация оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Публикация «Динамика ценностных ориентаций и знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения в области здорового образа жизни» размещена в разделах

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В настоящее время врачи и педагоги все чаще говорят о необходимости включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). К тому же предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Для описания здоровьесберегающего направления работы образовательного учреждения многие авторы справедливо используют формулировку «здоровьесберегающая деятельность», так как реализация указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, как правило, связывается с деятельностью соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, логопеда и т. п.). В то же время большинство проблем здоровья воспитанников ДОУ решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с профессиональной педагогической деятельностью. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводятся медицинским персоналом ДОУ – лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также от показателей здоровья детей.

Применение в работе ДОУ наиболее результативных здоровьесберегающих технологий повысит качество воспитательно-образовательного процесса, если будет возможность выбора технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Успешное решение сохранения и укрепления здоровья дошкольников тесно связано с развитием личности педагога дошкольного учреждения, ввиду того, что личность воспитуемого формируется при участии воспитателя. При сложившейся традиции, многие воспитатели, работающие в системе дошкольного воспитания, имеют среднее специальное образование, многие педагоги ДОУ не имеют специального дошкольного образования, что не дает возможность организовать в детском саду такую деятельность, которая была бы валеологически направленной.

Основной педагогической технологией формирования здорового образа жизни является технология формирования ценностных ориентаций.

Для решения обозначенных задач с педагогами (10 человек) проводилась работа на местах ДОУ в форме практических семинаров по следующим направлениям:

1. Изучение ценностных ориентаций педагогов.

2. Освоение методики аутодиагностики.

3. Анализ тенденций своего здоровья.

4. Коррекция функциональных состояний: упражнения для снятия физического, умственного и сенсорного утомления, формирование правильной осанки, гимнастика для глаз.

5. Упражнения на расслабление и точечный самомассаж.

В конце года были проведены следующие констатирующие исследования:

1. Изучение ценностных ориентаций личности.

2. Валеологический самоанализ здоровья и жизнедеятельности.

Изучение ценностных ориентаций показало, на каком месте среди выбранных педагогами ценностей находится здоровье и здоровый образ жизни, какое расстояние между двумя изучаемыми ценностями.

Методика валеологического самоанализа жизнедеятельности выявила тенденции индивидуального здоровья по выбранным конструкциям, дала сравнение важнейших элементов жизнедеятельности между собой по степени влияния на здоровье.

Результаты исследований:

Несмотря на то, что абсолютно здоровым не считал себя ни один сотрудник, до начала работы здоровье не являлось важнейшей ценностью обследованных лиц и распределялась следующим образом : ценность «Здоровье» заняла 1-3-е места у 42% обследуемых; 4-6-е места у 45%; 7-9-е места у 13%.

Ценность «Здоровый образ жизни» заняла 1-3-е места у 10% обследуемых; 4-6-е места у 20%; 7-9-е места у 40%; 10-14-е места у 30%.

После проведенной методической работы, среди элементов жизнедеятельности, обусловливающих позитивные тенденции в здоровье, 100% педагогов выделили полноценный сон, хорошее питание, семейное благополучие. Свыше 80% сотрудников отметили позитивными для здоровья жизненную активность, занятие любимым делом и выполнение режима дня. Более 75% сотрудников отметили психосаморегуляцию и экологическую обстановку.

По результатам повторного исследования 85% работников ДОУ поставили ценность «Здоровье» на 1-3-е места, что более чем в два раза выше предыдущих показателей.

Дальнейшей целью работы с педагогическим коллективом являлось повышение компетентности педагогов в области здорового образа жизни, формирование их валеологической культуры, развитие коммуникативных умений, подготовка к взаимодействию с родителями.

Для реализации цели использовались следующие формы работы: анкетирование, наблюдения, семинары-практикумы по повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни; практикум по повышению коммуникативной культуры воспитателей; взаимопосещения, обмен опытом; самообразование.

Работа с педагогами проводилась по трем направлениям – выявление и повышение уровня профессиональной компетентности в области : представлений о здоровье и здоровом образе жизни; формирования здорового образа жизни дошкольников; коммуникативной компетентности в работе с родителями воспитанников ДОУ.

Педагогам предлагались анкеты, направленные на выявление представлений о здоровье и здоровом образе жизни ребенка-дошкольника и самого педагога; о здоровьесберегающих технологиях, об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми; о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду, в т. ч. Формах физкультурно-оздоровительной работы, проводимых данным педагогом; о проблемах, связанных с работой с родителями.

Молодым и вновь пришедшим педагогам оказывалась адресная помощь: проводилось дополнительное консультирование (с учетом образования, стажа работы педагога, собеседование, организовывались взаимопосещения с целью внедрения рациональных, действенных приемов работы опытных педагогов : открытые просмотры режимных моментов, занятий; самоанализ своей профессиональной деятельности; рекомендована методическая литература для самообразования с последующим собеседованием.

Принципы воспитания, на которые были ориентированы педагоги в своей работе : ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребенка как ценности; гуманистическая направленность воспитания; природосообразность воспитания; культуросообразность воспитания; единство требований; преемственность.

Считаем, что минимальная валеологическая подготовка в стенах собственного дошкольного учреждения привела к изменению оценки самих себя, своих ценностных ориентаций и формированию установки на сохранение собственного здоровья, а вместе с этим и пониманию необходимости реализации системного подхода к применению педагогических здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения Зензерова Олеся Владимировна старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 33 г. Иркутск, Иркутская область «Модель управления развитием.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (Раздел «Работа с родителями») Подготовила:.

Консультация для педагогов «Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду» Консультация для педагогов "Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду" Дошкольный возраст - это наилучшее время для формирования.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ и семье 1слайд Уважаемые коллеги! Я, Литвинова Людмила Бароновна, представляю Вашему вниманию презентацию на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 2 слайд От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои.

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк.

Современные подходы к работе образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни с учетом требований ФГОС В настоящее время в России сложилась критическая демографическая ситуация. Новое поколение родившихся уступает по численности предыдущему.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации дошкольника Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Динамика ценностных ориентаций и знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения в области здорового образа жизни
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 16:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД