Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования

Людмила Нёрба
Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

В. А. Сухомлинский

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Дошкольное образование - это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира.Дети с самого раннего детства начинают делать открытия: знакомятся с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице.

Общаясь с окружающими его людьми, действуя с предметами, прислушиваясь к издаваемым этими предметами звукам, ребенок познает свойства и качества этого предмета; у него формируется наглядно–действенное и наглядно–образное мышление.

Полноценное развитие ребенка происходит при наличии двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада.

Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Но, наряду с этим, семья и сама нуждается в поддержке,которую оказывает ей детский сад: родители могут работать и учиться, профессионально совершенствоваться, и не испытывать при этом чувства вины перед ребенком что ребенок заброшен. Они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Педагоги установили следующую закономерность: «Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Дошкольное учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребенка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьей, медицинского просвещения, оказание психологической помощи.

Современное образование находится на новом этапе развитии – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Сегодня, на этапе серьезных перемен, общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольное учреждение дает старт развитию личности ребенка, именно от того, как ребенок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни.

Наблюдая за изменениями современного мира можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и МДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие всеми участниками образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников) В соответствии с законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Психолого-педагогическое просвещение родителей – повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми. Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада, и семьи во всестороннем развитии ребенка.

На важность и необходимость педагогического просвещения родителей указывали многие психологи и педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерев, Т. А Березина, И. А Хоменко и др. В их трудах ставятся вопросы: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; о влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания, что говорит о том, что проблемы семьи и семейного воспитания являются традиционными для отечественной и мировой педагогики.

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога Е. П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели. Совместные усилия педагогов и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением малыша, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Именно от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним. Педагогическое просвещение, всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений.

Педагогическое просвещение - одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. Всем известно, что семья принимает главное участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника.

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

Происходящие в современном обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Концепция модернизации образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества.

Современное общество – это информационное общество, развивающееся на основе использования новых информационных технологий. Информационно-технические средства являются составляющей частью практически всех сфер жизни общества.

Одним из шагов реформирования системы дошкольного образования в Донецкой Народной Республике, является обновление путей взаимодействия семьи, детского сада на принципах содействия, содружества и сотворчества, а именно использование социальных сетей для эффективного взаимодействия семьи и образования.

С помощью сетей Интернет и дошкольных информационных сетей, можно оперативно предоставлять родителям информацию по всем направлениям деятельности МДОУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. Посредством этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами по различным вопросам, занимать не пассивную, а активную позицию в отношении детского сада.

С помощью информации, размещенной на сайте, родители знакомятся с особенностями работы ДОУ, его специалистами, программами, которые они реализовывают. У них складывается впечатление и представление о деятельности и атмосфере, созданной педагогическим коллективом в детском саду.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольногоучреждения и имеет ряд принципов: сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности. Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольногоучреждения и имеет ряд принципов: сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе –это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе –это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников.

Одной из инновационных форм является дистанционное просвещение родителей. В условиях современной информатизации жизни общества виртуальное пространство становится одной из наиболее удобных платформ для эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников, коллегами по работе. Добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей одна из целей необходимости создания сайта дошкольного учреждения.

В связи с этим одной из актуальных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является организация системы эффективной информационной поддержки родителей о деятельности детского сада. На первом месте в организации информационной поддержки родителей, безусловно, стоит использование компьютеров и компьютерных сетей.

Используя сетевую дистанционную форму взаимодействия с родителями, учитывается тот факт, что современная семья является активным пользователем Интернет. Современные родители дошкольников являются участниками различных Интернет-сообществ, тематических порталов, сайтов и других Интернет-ресурсов.

Сайт МДОУ является структурным компонентом единого информационного образовательного пространства, связанным гиперссылками с другими информационными ресурсами образовательного пространства республики (сайт Министерства образования и науки ДНР, сайт УО, сайт ГМЦ, сайт РИДИПО, единое окно доступа к образовательным ресурсам).

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Одна из целевых групп сайта – родители дошкольников, посещающих МДОУ, а также родители потенциальных воспитанников.

Важно отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия МДОУ с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием сайта, позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

В дошкольном образовании целесообразно проводить виртуальное общение с родителями воспитанников (как одну из форм взаимодействия с семьей, основная цель которого - обеспечение сопровождения семьи, направленное на выработку индивидуального образовательного маршрута и создание единого информационно – образовательного пространства семьи и МДОУ.

Использования различных средств и форм просвещения родителей, является эффективной основой модели будущего выпускника.

Литература:

1. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании/ Н. С. Алексанина Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4

2. Антонова Т. В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. В. Антонова Дошкольное воспитание. -1998. -N 6.- С. 66 - 70.

3. Баринова Н. М.Детский сад и семья: активные формы взаимодействия. / Н. М. Баринова Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб. №1, — М.: Обруч, 2014.

4. Валеева Н. Ш., Шубович М. М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. / Н. Ш. Валеева М. М. М. М. Шубович Вестник Казанского технологического университета. 2009, № 4

5. Горина Л. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка. / Л. В.Горина Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2005. - С. 52-54.

6. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей/ Т. Данилина Дошкольное воспитание. 2000, №1. с. 44-49; №2. -с. 41-48.

7. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству / М. Емельянова Дошкольное образование. – 2009. - № 7. - С. 118-122.

8. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ / С. С. Прищепа, Н. В. Храмцова Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с. 88.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является.

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возрастаПсихолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Роль традиций в системе дошкольного образования Роль традиций в развитии системы дошкольного образования. В проекте национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования.

Семинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному.

Игра в системе дошкольного образования ИГРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шелудько Марина Васильевна МБДОУ «Березка» с. Русская Халань Игра - это жизнь, особенно если мы.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования
Опубликовано: 10 января 2018 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Мастер-класс по оригами «Такое вкусное мороженое» к Международному Дню эскимо
Мастер – класс «Такое вкусное мороженое» выполнен в технике оригами с использованием нетрадиционных материалов – одноразовых разноцветных бумажных...
Конспект занятия в средней группе по пластилинографии «Кит»
Конспект занятия в средней группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», пластилинография Тема: «Кит» Цель занятия: Продолжать...
Фотоотчёт о поделке «Мороженое для игры в супер-макет» — ко Дню Эскимо на МAAM
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию поделку из бумаги и столовых салфеток "Мороженое". Эту поделку мы делали с детьми...