Маринцева Вера
Дизайн-проект «Весной все оживает, детсад наш расцветает!»
Дизайн – проект оформления помещений МБДОУ «Детский сад № 25»
«Весной все оживает, детсад наш расцветает!»
Руководитель проекта: Маринцева Вера – музыкальный руководитель ДОУ.
Введение
Основная идея:
Публикация «Дизайн-проект „Весной все оживает, детсад наш расцветает!“» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и ФОП ДО должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в ДОО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, эстетическую и коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализовывать потенциал пространства образовательной организации (группы, музыкального зала, коридоров);
- охранять и укреплять здоровье детей, учитывать особенности их развития;
- уделять немалое значение совместной деятельности детей и взрослых по изготовлению атрибутов оформления, умение граммотно направить ребенка, подсказать ему;
- эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей, привитию эстетического вкуса.
Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера помещений к весне для развития творческой личности ребенка, его эстетической удовлетворенности.
Задачи:
• Изменить внутренний интерьер помещений, соответственно времени года.
• Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
• Создать условия для закрепления знаний детей о времени года в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
• Создать комфортные условия пребывания детей в ДОО.
• Приобщить дошкольников к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Участники проекта: Демидова Кристина, Зуева Юлия, Кулина Елена, Ковалева Людмила, Лебедева Светлана, Семенова Оксана, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: Февраль - Март 2025 года
План мероприятий:
1. Организация работы по дизайну и оформлению.
2. Разработка проекта оформления.
3. Приобретение материалов для реализации проекта.
4. Оформление помещений.
Этапы проекта:
I этап: Организационный - разработка проекта (февраль 2025)
II этап: Основной - практическая реализация проекта (февраль - март 2025)
III этап: Заключительный - подведение итогов (март 2025)
Этапы реализации проекта.
I этап – организационный
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Изучение учебно-методических и игровых материалов; современных разработок в области развивающей среды, сбор материала по стилям дизайна, публикации предложений в группе Педагоги ДОУ в Сферум
Маринцева Вера Февраль 2025
Разработка алгоритма оформления развивающей среды групп
Педагоги групп Февраль 2025
II этап – основной
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Консультация «Особенности оформления групповых помещений в соответствии с ФОП ДО и возрастными требованиями».
Маринцева Вера Февраль 2025
Выпуск брошюр для родителей «Весна в интерьере дома»
Маринцева Вера Март 2025
Мастер классы с детьми и родителями «Красота повсюду», с использованием бросового материала. Педагоги всех возрастных групп Февраль 2025
Оформление помещений и окон ДОУ в весенней тематике Педагоги всех возрастных групп Март 2025
III этап – заключительный
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Представление результатов работы. Итоговая презентация
дизайн - проекта Маринцева Вера Март 2025
Итоги проекта.
На I этапе работы изучена нормативно-правовая база и методическая литература.
Составили алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду.
• Провести анализ помещений МБДОУ, определив наиболее эффективные зоны для оформления.
• Изучить интересы, склонности, предпочтения, возрастные особенности детей в группах.
• Составить перечень необходимых материалов, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
• Продумать последовательность внесения оформления предметно-пространственной среды, с учётом изменения времени года –ВЕСНЫ.
Рассмотрели варианты оформления стен и окон, предложенные Верой М., предложили свои идеи.
На II этапе работы разработали и реализовали совместно с родителями дизайн – проект групп.
Приемная.
Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. На стенах размещаются стенды с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий).
Специальное место отводится для демонстрации детских работ и совместных работ детей и их родителей (рисунки, лепка, аппликация, в соответствии с тематической направленностью – ВЕСНА.
Групповая комната.
Выделена центральная стена, на которой будет размещено основное тематическое оформление.
Оформление потолка, что предаст радости и праздничности группе.
Аппликации на окнах, в соответствии с возрастными особенностями детей и направлением времени года.
Музыкальный зал.
Оформление центральной стены, потолка и окон должно отражать весеннее настроение и отличаться от оформления групп.
Трансформация пространства группы возможна за счет перемещения домика из пазлов, раздвижной ширмы, мягкой легкой мебели.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы.
Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Мастер класс.
В группах проведены совместные мастер классы родителей и детей, где педагоги показали приемы вариативности использования бросового материала, технику оригами, вырезывания по контуру и цепочкой. Изготовленный материал пригодился в оформлении помещений.
III этап: Заключительный.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Повысит имидж учреждения.
Можно сделать вывод:
Данный проект позволил ещё раз доказать, что все в детском саду должно увлекать и радовать детей. И мы будем продолжать заботиться, воспитывать, привлекать родителей в осуществлении совместной работе по проектам, воплощением новых идей.
• Внутренний интерьер помещений изменен, соответственно времени года.
• Организована развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
• Созданы условия для закрепления знаний детей о времени года в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
• Созданы комфортные условия пребывания детей в ДОО.
• Дошкольники и родители заинтересованы и приобщены к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.