Екатерина Дрютова
Консультация для родителей «Ступеньки к творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
СТУПЕНЬКИ К ТВОРЧЕСТВУ
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т. д. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Публикация «Консультация для родителей „Ступеньки к творчеству“» размещена в разделах
Психологические исследования показывают, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Важное значение в процессе творчества – в любой области деятельности – имеет воображение, то есть мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера.
Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Нельзя забывать о том, какое важное место в жизни младшего дошкольника занимают игры, опирающиеся на воображение. Тяготение к играм – творческое начало в детях – по-своему характеризует и последующий – переходный – возраст. Потребность подростков в играх – это потребность в свершениях, в созидании.
Бурно развивающееся в дошкольные и младшие школьные годы наглядно-образное мышление играет важную роль не только на этих этапах развития – оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека. Психологические черты, которые уже выступают в подростковом возрасте: независимость суждений, смелость мысли, упорство, – по данным психологов, необходимы и зрелой творческой личности. Таким образом, многое в творческих возможностях человека зависит от того, насколько были выражены и какое место заняли в дальнейшем те свойства психики, которые отличают периоды детства.
Каждая из стадий развития ребенка несет с собой новые возможности формирования личности. Именно в определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества. Но используются они недостаточно и нередко оказываются лишь чем-то преходящим. Очевидно, необходимы своевременные и целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желаемую сторону.
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах.
Необходимо ставить ребенка в активную позицию, которая пробуждает исследовательское отношение к окружающему и содействует эмоциональной отзывчивости. Подготовку детей к творчеству надо начинать с простейшего – с того, чтобы приучать их полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них. Начальные задания направлять на развитие внимания, зрительной чувствительности. Давать задания на совершенствование движений руки. Дальнейшие задания должны содействовать развитию воображения, необходимого для создания выразительных образов. Вся система заданий должна не только пробуждать творческую активность, но и позволять в занимательной, игровой форме многому научиться.
При этом обнаруживается, что свойственная детям эмоциональность, их готовность одушевлять окружающие предметы благоприятствуют образному мышлению, свободному полету фантазии.
Правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребенка к миру искусства помогает становлению творческой активности не только в художественной сфере. При этом в основе потребности в создании нового – полнота восприимчивости и заинтересованное отношение к окружающему. Отсюда и идут ступеньки к творчеству.