Ирина Лаврова
Доклад для родителей «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердия, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Доклад для родителей „Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мы, взрослые, обладая знаниями разных методик, можем достатлчно быстро научить детей писать, читать, танцевать. Но для того, чтобы стать Человеком, одного жтого мало. Сказать: «Я – человек, не трудно, намного труднее быть им». Д. И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшего окружения: родители, друзья, педагоги, родственники. А нравственная сторона личности – это ядро души.
Родители часто сталкиваются с различными индивидуальными проявлениями детей : упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Преодоление нежелательных качеств требует большого терпения. Например, Дима упрям. Причины этого могут быть различными: излишняя избалованность ребенка, немедленное выполнение всех его желаний, нарушение принципа уважения личности ребенка взрослыми, постоянные наказания, излишнее ущемление детской самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований.
Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодолении упрямства, однако он должен использоваться «не мимоходом», не в тот момент, когда ребенок находится в состоянии возбуждения.
Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, нельзя воспитать, если дети не знают, что значит быть вежливым, внимательным. Дети старшей группы хорошо знают, что нужно здороваться, прощаться, вежливо попросить о чем-то. Реже дети благодарят за услуги, помогают другим без напоминания взрослого, не всегда дети извиняются, если причиняют неприятность, отвечают на обращенную к ним просьбу.
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности, - особая задача взрослых.
Одним из средств формирования нравственных качеств у детей может стать сказка. Сказка не дает прямых наставлений (типа «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например сказка «Репка» учит дошкольников быть трудолюбивыми, дружными. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Любовь к труду, в народных сказках, всегда вознаграждается – «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»)
В сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец, он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка.
Формируя нравственные представления у ребенка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.