Елена Витман
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№7 VIII вида» г. Воркуты.
Доклад на тему:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Выполнила: воспитатель Витман. Е. В.
Стаж работы 5 лет.
Воркута 2013г
Введение:
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально обучающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы. Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями интеллекта.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Многолетний опыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальной педагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитии детей с умственной отсталостью. Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы.
Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков умственно отсталых всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.
Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями в быту.
Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее).
При формировании разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.
К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам.
К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.
К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут- приходить, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.
С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и.)
Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.
Основная цель работы, максимально адаптировать детей в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников.
Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определё нным целям воспитания: сенсорное развитие, социальная тренировка самообслуживание и т. д. Применительно к каждому разделу программа, какие знания и практические умения должны быть усвоены.
Так, типовой «Программой обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН» выделены значимые и важные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
1) Навык приема пищи.
Задачи: Учить различать и называть предметы, необходимые для приёма пищи (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, блюдце, солонка, салфетка и т. д.).
Закрепить навыки.
Мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи сформулировать навык пользоваться ложкой вилкой, учить есть аккуратно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережёвывать пищу, есть последовательно.
2) Гигиенические навыки.
Задачи: Учить называть и различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, плечи и т. д.).Сформулировать у детей представления о том, что быть чистыми -красиво и полезно для здоровья.
3) Навык одевания и раздевания.
Задачи: Сформулировать умение различать и называть предметы одежды и обуви. Закрепить навык обувания и одевания при участии педагога, научить складывать смятую одежду и обувь, научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застёгивать крупные и мелкие пуговицы, научить правильно и последовательно одеваться.
4) Навык опрятности.
Задачи: Учить во время еды аккуратно есть, пользоваться салфеткой и полоскать полость рта, убирать и мыть посуду после еды, уметь заправлять постель, расстелить одеяло, поправить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки после туалета с мылом, вытирать руки насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчёсываться. После занятия убирать с парты школьные принадлежности.
5) Навык адекватного поведения.
Задачи: Учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимопомощи и выручки друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания.
Литература:
1. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии : Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М. : Просвещение, 1992
2. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 1956. С. 78-101.
4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб. : ИСПиП, 1998. – 124 с.
5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М. : Академия, 2006.
6. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М. : АПН РСФСР, 1960
7. Манелис Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н. Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. - C. 6-22