МААМ-картинки

Доклад «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Меркульева
Доклад «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Многие маамовцы совмещают любимую работу и учебу. Поэтому я решила опубликовать свой доклад и презентацию защиты ВКР. Возможно кому-то пригодится.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Слайд : 1

Публикация «Доклад „Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, социологов, физиологов.

Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном дошкольном образовании, несмотря на многообразие комплексных и парциальных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в которых ставятся задачи по приобщению детей к здоровому образу жизни, отсутствует комплексность в использовании методов и приемов, позволяющая целенаправленно формировать представления о ЗОЖ.

Следовательно, процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста сопровождается противоречием между степенью разработанности данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе и отсутствием комплексности в использовании методов и приемов, обеспечивающих эффективное решение данной задачи.

Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: каков комплекс методов и приемов обеспечивающий эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста? Слайд: 2.

Были определены цель исследования, объект и предмет исследования Слайды : 3

Так же была выдвинута гипотеза исследования Слайд:4

В соответствии с целью были поставлены задачи исследования Слайд: 5.

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без усилий дошкольного учреждения и семьи. Вместе с тем, уже в дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы представления о здоровом образе жизни.

Для этого на теоретическом этапе исследования мы обратились к анализу ключевых понятий исследования: «представления», «здоровье» и «здоровый образ жизни», «представления о здоровом образе жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

В Большой современной энциклопедии по педагогике составленной Е. С. Рапацевич отмечается, что представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека : нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием. Следовательно, представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира.

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы показал, что по степени обобщенности различают единичные, общие и схематизированные представления, а по степени проявления волевых усилий произвольные и непроизвольные. Представлениям, по мнению исследователей, присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

В отечественной педагогике проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка рассматривается многими исследователями: В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановским, А. В. Юматовой, Н. В. Нежиной и др. Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье человека.

По мнению Ю. П. Лисицына и Э. Н. Вайнера, здоровый образ жизни определяется как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.

Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре ЗОЖ в научной литературе не выработано, нами выявлены классические слагаемые здорового образа жизни Слайд : 6

Анализ программ воспитания и обучения позволил уточнить понятие «представления о здоровом образе жизни старших дошкольников», которое рассматривается как наличие знаний и представлений об элементах здорового образа жизни : Слайд: 7

В процессе анализа учебной и методической литературы были определены методы и приемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, к ним относятся:

- словесные методы, которые включают рассказы педагога, беседы, объяснения, ознакомление с художественной литературой и направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и здоровом образе жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений.

- Наглядные методы, которые включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов и иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, так как непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.

- Практические методы, включающие опыты, игры, упражнения, продуктивную деятельность детей.

С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы было организовано экспериментальное исследование, которое осуществлялось на базе МБДОУ № 58 «Солнышко», г. Белово. Исследование проводилось с ноября 2013 года по март 2014 года. В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 20 человек.

Была поставлена цель констатирующего эксперимента слайд 8

и подобраны методы исследования с опорой на материалы Слайд 9 Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой и разработок И. М. Новиковой.

В результате проведенного эксперимента были получены результаты Слайд: 10

Высокий уровень представлений о зож – 10% (2 человека)

Средний уровень – 40% (8 детей)

Низкий уровень – 50% (10 детей)

На основе полученных результатов был подобран комплекс методов и приемов и составлен перспективный план работы по формированию представлений о зож.

Во время формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста было проведено 10 занятий, в соответствие с программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о здоровье человека и мотивации здорового образа жизни, где использовались отобранные методы и приемы.

Во время занятий и вне их, с детьми велась работа, которая была построена на принципах систематичности, последовательности, с учетом возрастных особенностей развития детей.

Так, например нами было проведено познавательное занятие «Уход за зубками» целью которого, состояла в развитии навыков и культуры ежедневного, самостоятельного ухода за собой и воспитания желания иметь красивые, здоровые зубы. В ходе занятия с помощью наглядного материала Слайд 11, беседы и игр дошкольники познакомились с правилами ухода за зубами. Узнали о необходимости ежедневно чистить зубы и ополаскивать рот после приема пищи, а так же о продуктах, которые полезны или вредны для зубов Слайд 12.

Вне занятия проводился эксперимент «Роль языка и зубов в произношении звуков речи»; целью беседы «Здоровые зубки» было формирование представлений детей о необходимости ухода за зубами; просмотр мультфильма «Птичка Тарри» произвел на дошкольников сильное впечатление, а смелый поступок маленькой птички стал предметом обсуждения.

Такой порядок работы с дошкольниками проводился на протяжении всего формирующего эксперимента : тему занятия поддерживала беседа с детьми, проводимая вне занятия, дидактическая игра для закрепления материала в игровой форме, наблюдение или опыт, просмотр иллюстраций или мультфильма по данной теме.

Для успешного усвоения детьми правил здорового образа жизни необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Поэтому важным условием формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста повышения является преемственность в работе родителями по решению данной задачи. За время эксперимента с родителями была проведена следующая работа: Слайд:13

1. В приемной старшей группы для родителей оформлена папка-раскладушка и уголок «Айболит», в котором размещена информация о важнейших направлениях ЗОЖ (как провести выходные дома с пользой, почему полезен лук, как защититься от простуды и т. д.)

2. Открытый день здоровья познакомил родителей дошкольников с оздоровительными ресурсами ДОУ; фотовыставка «Будьте здоровы» и консультация «Пейте отвары из трав – будьте здоровы» организовывалась совместно с родителями. Слайд 14.

После завершения формирующего эксперимента были определены цель и задачи контрольного эксперимента Слайд: 15

Методики констатирующего этапа эксперимента использовались вторично и были получены результаты, которые показывают, что проведение формирующего эксперимента позволило повысить уровень представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Слайд: 16.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что только 50% детей группы старшего дошкольного возраста имели высокий и средний уровень представления о здоровье и здоровом образе жизни. Результаты контрольного эксперимента показывают, что подобранный комплекс методов и приемов способствовал осознанию ребенком важности здоровья, дети охотно изучали пути поддержания организма в тонусе и охраны своего здоровья, так же дошкольники осознали важность соблюдения режима дня, гигиены, правил дорожного движения и здорового образа жизни.

После проведения формирующего эксперимента уровень представлений о здоровом образе жизни стал значительно выше, а именно 90% детей с высоким и средним уровнем.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показал, что задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена. Слайд: 17 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_3pkbj.pptx | 2184,11 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 14:28
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД